«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 65%


         Так вот, когда шла отработка системы управления вооружением с её локатором, самые сложные режимы для МиГ-29 мы моделировали на наших стендах. А для Су-27 Симонов решил повторить подход, который практиковался при создании Су-24. На испытаниях стали летать пять Су-27, и на каждом самолёте отрабатывался свой режим. Впоследствии все программы должны объединиться в одной цифровой машине. И каждый полет приносил вроде бы хорошие результаты - всё шло "о'кей". Но когда МиГ-29 уже предъявили Государственной комиссии для приёмки его на вооружение, в Су-27 программы "не связались", когда их объединили на одном самолёте. И надо было заново "перелетывать" все режимы. Естественно, тут же пошли незачетные полёты. Дело дошло до министра, и когда на оперативном совещании у него обсуждали складывающуюся ситуацию, И.С. Силаев спросил:
         - В чём загвоздка? Почему Су-27 идёт так туго?
         - А потому, что нарушена технология работы с ним, - ответил я. - Нельзя на лётных испытаниях жечь керосин и гонять лётчиков, отрабатывая математическое обеспечение бортовых цифровых машин. Его отрабатывают на стендах, а в лётных испытаниях идёт только проверка - с боевыми пусками.
         В результате И.С. Силаев приказал М.П. Симонову: без заключения ГосНИИАС ни одного полёта не делать. И прошло полтора года (!), пока мы не сдали на вооружение Су-27. Это время было потеряно по одной причине - из-за нарушения технологии отработки программного обеспечения цифровых машин.
         Но несмотря на подобные перипетии, без которых конечно же не обходится создание ни одной серьёзной машины, роль М.П. Симонова в том, что Россия имеет Су-27, очень высока. Без него этого самолёта просто не было бы. И хотя сейчас, когда я пишу эти строки, Михаил Петрович Симонов практически отстранён от работы в должности генерального конструктора ОКБ им. П.О. Сухого, я считаю, что самолёт живёт благодаря тому, что наработал этот человек в те времена, о которых я пишу. Его авторитарность в деле создания Су-27 оправдала себя с лихвой. А вообще вопрос о том, каким должен быть генеральный конструктор, весьма сложный.
         В советское время, в начальной фазе развития авиационной науки и промышленности, при Сталине, авторитарность генеральных сыграла громадную роль. Все конструкторы того времени были авторитарны. "Либералы" Сухой и Мясищев существовали и работали неплохо под крылом Туполева-Старика, но подняться до "вершин" смогли только после смерти Сталина, потому что, видимо, их либерализм мешал им занимать позиции, равные тем, что занимали авторитарные конструкторы. Сейчас, правда, что-то не видно ни тех, ни других - ни авторитарных конструкторов, ни либералов. А может быть, мы их просто пока не знаем.
         ...Итак, к 1984 году МиГ-29 и Су-27 были приняты Государственной комиссией, запушены в производство, и началось переоснащение ВВС страны на эти два типа самолёта. Причём Су-27 шёл ещё и в истребительную авиацию ПВО, помимо того, что он поступал в части фронтовой авиации ВВС. Масштабы их производства нарастали день ото дня и достигли сотен машин в год, что позволило обновить парк ВВС в очень короткие сроки. В какой-то момент командование Военно-Воздушных Сил даже вынуждено было рассматривать вопрос о списании довольно "свежих" ещё истребителей-бомбардировщиков других типов, поскольку не стало хватать лётчиков для переучивания на Су-27 и МиГ-29 и, одновременно, для полётов на старых типах машин. Так что какое-то количество самолётов истребительно-бомбардировочной авиации пришлось сократить, хотя обе новые машины - ярко выраженные истребители. Основными задачами, которые они решали, были ведение воздушного боя и перехват противника, а по "земле" они работали обычным вооружением - бомбами свободного падения, неуправляемыми ракетами и стрельбой из пушки. Управляемого вооружения "воздух-земля" они не имели, что являлось их большим недостатком, потому что американцы в это время начали модернизировать парк самолётов F-16, F-15 и F-18. В течение нескольких циклов этой модернизации в основном велось расширение режимов работы вооружения класса "воздух-земля" путём установки высокоточного оружия. В первую очередь - лазерных бомб "Пэйуэй-2", "Пэйуэй-3", ракет "Мейверик" с тепловизионными и лазерными головками самонаведения. Вот в таком порядке шла модернизация этих самолётов, но в любом случае они должны были вначале "увидеть землю". И для этого требовалось использовать не только оптический канал, но и радиолокационный, позволяющий обеспечивать всепогодность и круглосуточность боевого применения.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100