«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 55% |
И так далее. Причём все эти претензии справедливы. И когда мы не очень умно начинаем убеждать потенциального заказчика, что у нас планёр отличный, расход топлива в двигателях не хуже, чем у конкурентов, мы совершенно забываем, что не тактико-технические данные определяют сегодня привлекательность самолёта для эксплуатанта, а десятки, сотни различных факторов, которые в сумме и составляют систему транспортного процесса.
И снова мы приходим к тому, что без системного подхода сейчас нашему авиапрому (да и не только ему) не обойтись, что технологии быстро меняются, поэтому очень важна преемственность поколений, безболезненная адаптация каждого нового поколения научных сотрудников к постоянно меняющимся условиям работы. А этот процесс в России практически сведён на нет. Это одна из трагедий страны. Руководители разных рангов рассматривают прикладную науку по одному критерию: рентабельна ли она в короткие сроки? Но те наукоёмкие области, в которых мы работаем, требуют не только больших денег но и, как говорят банкиры, "длинных рублей". Они по природе своей не могут дать мгновенной отдачи, потому что на создание нового самолёта уходит больше десяти лет. Это ведь не производство линии для расфасовки молока или водки, которые окупаются мгновенно...
И банковские структуры, работающие с нами, предпочитают не рисковать - кто знает, что случится с деньгами, инвестированными в прикладную науку в России, за 10 лет? Но это надо делать! Не зря политика западных стран строится так, чтобы всеми мерами оказать поддержку своим самолётостроительным фирмам... И там, где частный капитал не идёт на риск, его берёт на себя государство, которое тем самым создаёт экономическую основу для будущего.
В этом плане характерен пример США. Всем известно, что у них очень хорошо развита автомобильная, электронная промышленность, но, как ни странным это покажется, наибольшие вложения из федерального бюджета в новые технологии делаются там, где они связаны с авиационно-космической отраслью. Очень немного получает электроника и совсем мало перепадает автомобилестроению. В США считают, что две последние отрасли могут развиваться и за счёт профильных фирм, а вот в авиационно-космическую промышленность государство производит вливание средств, потому что в ней - наиболее сложные технологии, которые неизбежно будут востребованы страной в будущем, а также - очень длинный цикл возврата инвестированных денег.
В России же мы имеем совершенно противоположную картину: государство - за быстрый оборот средств. Но тогда действительно проще всего продавать нефть и газ, лес и металл, и таким образом Россия постепенно скатывается к положению ресурсодобывающей страны, теряя позиции державы, производящей наукоёмкий продукт.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||