«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 54%


         Особую важность приобретает понимание всех этих процессов в наше время, когда экономика выходит за национальные границы, становится многонациональной и транснациональной. Примеры в области авиации - концерны "Боинг", "Локхид Мартин" и др.
         Такой поворот событий, на мой взгляд, очень опасен для России, потому что она заражена парадигмой национализма, отгороженности от всего мира, самодостаточности, нацеленности на технологическую независимость... Так строился Советский Союз - как система, противостоящая Западу и идеологически и технологически. Разрушение СССР окончательно разбило единое экономическое пространство стран Варшавского Договора "на куски", и каждый из них стал вести свою политику. Вся Восточная Европа потянулась к Западу, стремясь встроить свою экономику в эти многонациональные или транснациональные образования. Этим же путём пошли некоторые бывшие советские республики, которые тоже бросились заигрывать с дальним зарубежьем, хотя они уже настолько несамодостаточны, что им очень трудно встроиться в западные научные и экономические структуры...
         Россия же оказалась более-менее способной вести какую-то свою линию в мире, но в умах ряда её руководителей, вожаков политических партий остался "вирус" парадигмы СССР, хотя мир кардинально изменился. В частности, мы пока так и не можем для себя определить: глобализм, родившийся на планете в последнее десятилетие - это хорошо или плохо? Не вдаваясь в дискуссию на эту тему, хочу заметить, что глобализм - это прежде всего технологическое понятие, новая форма организации производства. Сегодня одна страна в рамках национальных границ уже не может эффективно строить всю воспроизводящую цепочку от первичного продукта до наукоёмкого изделия. Сама технология, экономика привели к этому, а политика лишь стала подстраиваться под них. Так что борьба против глобализма - это та же борьба, которую вели в позапрошлом веке рабочие против машин. Здесь есть много нюансов, но, не вдаваясь в политические аспекты глобализма, хочу подчеркнуть - он заставляет корпорации, целые страны искать пути, как встроиться в эту воспроизводящую цепочку своими структурами. Я считаю, что тот, кто обладает таким умением, и будет победителем в конкурентной борьбе. Потому что сейчас мало толку от того, что кто-то может создать конкурентный товар. Россия, к примеру, способна построить самолёт, ничем не хуже, чем "Боинг" или "Эйрбас". Но это не значит, что она тем самым автоматически встроится в воспроизводящую цепочку - ведь сегодня не рынок развивает экономику, а технологии развивают рынок. Если посмотреть, как работает тот же "Боинг", то он фактически захватывает те секторы рынка, которые определяют транспортные процессы, а не производство самолёта. Они создают инфраструктуру, в которую легко встроить своё изделие. Наш же самолёт, ничем, вроде, не уступающий "боинговскому", не встраивается в эту инфраструктуру, потому что эксплуатант, привыкший в ней работать, говорит нашим самолётостроителям примерно так:
         - Ну, слушайте, ребята, запчастей у вас не допросишься. Отремонтировать ваш самолёт некому и негде. У вас нет системы обучения экипажей, наземного персонала... Мы все работаем в замкнутых логистических компьютерных сетях, а у вас их нету, как нет системы послепродажного обслуживания...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100