«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 55%

Как я стал действительным членом Академии наук


         Я впервые выехал за рубеж в 1963 году. Это была поездка в форме научного туризма, которая организовывалась через единственную туристическую фирму в СССР "Интурист", а оформление проходило через Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ). Поводом для поездки стало проведение первого симпозиума ИФАК (Международная федерация по автоматическому управлению) по управлению в космосе. Симпозиум проводился в г. Ставангер (Норвегия). Со стороны СССР была образована делегация во главе с вице-президентом Академии наук СССР академиком Борисом Николаевичем Петровым. В составе делегации были профессора М.А. Михайлов и А.М. Летов (впоследствии академик АН СССР) из Московского авиационного института с кафедры Б.Н. Петрова; легендарный механик, по учебнику которого мы все учились, член-корреспондент АН А.И. Лурье из Ленинградского политехнического института. Из институтов Академии наук: доктора технических наук Б.Н. Наумов, Д.Е. Охоцимский (также стали впоследствии академиками АН СССР) и Г.М. Уланов. От промышленности было трое: доктор технических наук Б.В. Раушенбах, кандидаты технических наук В.П. Легостаев и я. Борис Викторович Раушенбах, Виктор Павлович Легостаев и я впоследствии также были избраны действительными членами академии.
         Мы все были относительно молодыми и активными участниками бурно развивающегося в то время научного направления в теории управления - управления движением. Основоположником направления и его безусловным лидером был Б.Н. Петров.
         Это было время становления нашей космонавтики, и все члены делегации участвовали в той или иной степени в работах по системам управления космическими аппаратами.
         На симпозиуме были практически только две делегации - наша и США, если не считать норвежских учёных. Делегацию США возглавлял ведущий учёный в области систем управления и навигации Чарльз Дрейпер-Ли. Он является автором первой в мире гироинерциальной платформы на поплавковых гироскопах, которая сыграла ключевую роль в системах управления космических аппаратов и ракет-носителей. В делегации США также были учёные, в той или иной мере связанные с космическими программами. СССР был в то время ведущей космической державой, оставив позади США. Были произведены облёты Луны, посадка на Луну автоматических станций, движение по ней лунохода. Это, конечно, сильно ущемляло гордость США, тем более в условиях "холодной войны". Президент США Джон Кеннеди поставил национальную задачу - догнать СССР. Была выдвинута смелая программа - высадить астронавтов на Луну. Для решения этой задачи в США началась разработка мощной по тем временам ракеты-носителя, которая должна была выводить на орбиту Земли груз, значительно больший, чем выводили наши носители. Конструктором этой ракеты был Вернер фон Браун, который построил в фашистской Германии первую баллистическую ракету ФАУ-2, ставшую родоначальницей этого вида оружия. Он был после окончания Второй мировой войны вывезен в составе группы немецких инженеров в США.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100