«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 44% |
В эту же пятёрку вошёл Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова, ВИАМ - институт авиационного материаловедения и мы - те, кто отвечает за авиационное вооружение. Все эти научно-исследовательские институты получили статус головных... Правительством было утверждено общее положение о разработке авиационной техники в стране, в котором особая роль отводилась этим головным, системообразующим НИИ, как ответственным за научно-техническое сопровождение разработок.
Выше я уже частично коснулся такого понятия, как "система", которое в начале 70-х годов стало всё активнее завоёвывать себе место. Формально система - это некая совокупность самого летательного аппарата, энергетической установки, соответствующих общих самолётных подсистем, пилотажно-навигационного, прицельного оборудования, органов управления вооружением и самого оружия. Однако жизнь заставила расширить эти рамки. Оказалось, что всю совокупность можно формализовать в виде математических зависимостей и уравнений при выполнении самолётом той или иной целевой функции. Если он, например, ведёт перехват воздушной цели, или наносит удар по наземной цели, то всю эту совокупность физически разных по своей природе элементов можно связать единым математическим описанием в виде уравнений движения самолёта, процессов, происходящих в информационных каналах, исполнительных органах и т.д. И даже человек описывается, как биологическое звено... Так вот, сложный комплекс уравнений, описывающий поведение совокупности технических подсистем и самолёта вместе для выполнения целевой задачи, - это, оказывается, и есть объединённое понятие системы, потому что мы как бы из физической среды реального времени и пространства переходим в некую математическую форму, или, как сейчас говорят, в виртуальную область.
И вот в ней-то наиболее чётко видно, что же есть система. Возникают системные проблемы, которые призвана решать системная наука. Прежде всего, это - теория эффективности. Эффективность складывается под действием всей совокупности объектов и субъектов, участвующих в перехвате самолёта противника или нанесении удара по наземным целям - это суммарный показатель. В этом же ряду - теория надёжности системы, исследование операций и другие.
Сегодня системный подход приобретает решающее значение не только в авиации, но и в военно-морском флоте, в гражданских секторах. Современный гражданский самолёт, к примеру, нельзя рассматривать просто как летательный аппарат: он - элемент транспортной системы. Выполняя целевую задачу перевозки грузов и пассажиров, воздушное судно встраивается в мощную инфраструктуру управления воздушным движением, бронирования билетов и организацию самих пассажиропотоков, в работу инженерно-авиационной службы и т.д. Самолёт должен быть вписан в эту крупную сложную систему, только тогда он будет правильно решать свою задачу. Ну, а если взять современную подводную лодку... Это же целый город с громадной, сложнейшей конструкцией, большим количеством всевозможных систем, механизмов, которые должны быть грамотно спроектированы, скомплексированы и увязаны. Эта увязка, и в авиации, и во флоте, сначала воспринималась как искусство конструктора, который, благодаря своему опыту и интуиции, умеет правильно "завязать" будущее изделие. Но постепенно появился формальный аппарат и системные исследования становятся главным фактором в определении облика проектируемой машины, причём на всех этапах её жизненного цикла.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||