«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 38% |
Ростислав Аполлосович, как и другие генеральные конструкторы, к своим испытателям относился очень бережно. Их мнение всегда выслушивал в первую очередь, заставлял всех его учитывать и редко оспаривал.
Чтобы завершить рассказ о создании МиГ-23, я хочу воздать должное ещё одному участнику этих событий - Георгию Сергеевичу Бюшгенсу. Ныне он - академик РАН, один из выдающихся ведущих учёных ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, но я с ним познакомился, когда он был молодым начальником лаборатории No 15 этого института, где-то в середине 50-х годов. Будучи последователем школы Остославского, который много и успешно занимался вопросами динамики полёта, Бюшгенс и коллектив его лаборатории уже тогда выдавал все заключения по управляемости самолётов, что требовало очень высокой квалификации и от него самого, и от сотрудников, и налагало на них большую ответственность.
Георгий Сергеевич происходит из академической семьи, хорошо известной в научных кругах. Его отец - профессор МГУ, преподавал теоретическую механику и написал учебники, по которым училось не одно поколение будущих инженеров. Георгий Сергеевич же с самого начала своего научного пути попал в ЦАГИ и дошёл до заместителя начальника института по науке. Когда начались работы над МиГ-23, Бюшгенс лично вёл этот самолёт, очень много сделал для изучения динамики и воплощения в жизнь идеи переменной геометрии крыла. Это именно Георгий Сергеевич предложил создать своего рода "зуб" на крыле, чтобы в полёте образовывался вихрь, который, проходя вдоль верхней кромки крыла, повышал устойчивость машины. Вообще же аэродинамика крыла для сверхзвуковых самолётов - это в основном детище академика Струминского, который был предшественником Бюшгенса на посту заместителя начальника ЦАГИ по науке, но он занимался первым поколением реактивных истребителей - МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21... А вот развитие аэродинамики самолётов второго, третьего и четвёртого поколений во многом определялось трудами Георгия Сергеевича, его заслуга в этом несомненна. Сейчас он уже патриарх нашей авиационной науки, недавно ему исполнилось 80 лет, но он сохранил юношескую работоспособность и светлую голову.
Однажды мы прилетели с ним во Владимировку. Он редко там бывал, вот и этот визит на лётные испытания МиГ-23 оказался чуть ли не единственным, но избежать его Бюшгенс не мог, поскольку являлся членом Государственной комиссии. Когда мы подошли к самолёту, и он увидел "своё" крыло, то в ужасе схватился за голову:
- Что же вы с ним сделали?!
Ну, и действительно, если рассмотреть крыло "живого" самолёта, то увидишь, что в нём проделаны какие-то лючки, заслонки, через которые можно добраться до антенн систем радиопомех, радиоразведки, тех или иных технических узлов. Да и весь фюзеляж, оперение изрезаны так, чтобы инженерные службы могли обслуживать различные конечные устройства множества подсистем. А под самолётом - ещё и пилоны, на которые подвешивается оружие. На первый взгляд они выполнены хорошо обтекаемыми, но когда на них вешаются ещё и бомбодержатели, пусковые установки ракет и сами ракеты, то человек, далёкий от авиации, неизбежно будет удивлён: "Да какая здесь аэродинамика? Столько всего подвешено, что самолёт и летать-то, наверное, не сможет..."
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||