«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 38% |
К тому же строгое соблюдение технологической дисциплины Беляковым приветствовали и лётчики-испытатели. Это было в их интересах, чтобы мы максимально отработали в институте системы самолёта до выхода на лётные испытания. С одной стороны, такой подход позволял повышать уровень безопасности будущих полётов, с другой - уменьшить объём этих испытаний. Поэтому лётчик-испытатель подключался к работе с новым самолётом на стендах ещё задолго до того, как впервые поднимал его в небо. Много времени проводил у нас Александр Васильевич Федотов, шеф-пилот фирмы "МиГ", другие его товарищи, а также их коллеги с фирмы Сухого. Ведь когда самолёт только создаётся, тренажёров ещё нет, а стенд полунатурного моделирования включает в себя "кабину" со всеми органами управления, в нём можно имитировать многие режимы полёта. Поэтому лётчик, садясь в такую "кабину", может получить хорошую тренировку, вжиться в будущий самолёт.
В целом же Р.А. Беляков отлично чувствовал динамику разработки новой машины, строго следил за точным прохождением всех её этапов. Он даже иногда в шутку называл нас "МиГ-Электроникс" и говорил:
- Вы - почти моя фирма, коллективу которой я доверяю так же, как своему...
Как любой генеральный конструктор, он очень тяжело переживал потерю лётчиков-испытателей. Эта беда чаще всего приходит, когда её не ждёшь... Помню, каким страшным ударом для всех нас стала гибель Александра Васильевича Федотова. Я считал его легендарным лётчиком-испытателем, который сделал намного больше, чем ряд его знаменитых предшественников, вошедших в историю. О нём мало написано и сказано, хотя он заслужил, чтобы его имя знал каждый наш соотечественник. Мало того, что в течение последних трёх десятилетий им были испытаны практически все новые самолёты фирмы "МиГ", он воспитал большую плеяду лётчиков-испытателей высшего класса, которые с честью продолжают дело Александра Васильевича.
А погиб он на уже отработанном МиГ-31, выполняя не очень сложную для такого аса испытательную программу. Он взлетел с инженером-испытателем и вскоре приборы показали, что нет топлива в баках. При этом нужно держать определённую центровку самолёта, управляя им именно как пустой машиной. А топлива у них на борту оказался полный запас. Просто отказали приборы, и они разбились, потеряв устойчивость.
С МиГ-25 тоже случилась трагическая история. Когда он уже был принят на вооружение, в одном из учебных полётов ведомый лётчик вдруг свалился в штопор и погиб. Было такое впечатление, что он попал в спутный след идущей впереди машины. И в Кубинке при тренировке к очередному показу авиатехники повторилось такое же падение. Но тут уж грешить на спутную струю было нельзя. Пришлось искать иную причину, отказавшись от первоначальной гипотезы. Этой работой занялись лётчики-испытатели ЛИИ им. М.М. Громова. Олег Гудков очень много летал на МиГ-25, пытался "поймать" такой воздушный скоростной напор, при котором машину начинает крутить, вгоняя её в штопор. И вот однажды, когда он уже шёл на посадку, вдруг проявился эффект, за которым он долго охотился - в записи на магнитофонной ленте сохранился его радостный крик: "Нашёл! Крутит!" Но слишком мала была высота... Он катапультировался, однако самолёт вошёл в глубокий крен и лётчика выбросило не вверх, а в сторону. Гудков погиб, но благодаря ему удалось узнать, что при определённом скоростном напоре бустерная рулевая машина не справлялась с возникающей нагрузкой от шарнирного момента элеронов и это вызывало ложный крен. Естественно, доработали элероны, увеличили мощность машинок и избавили МиГ-25 от недостатка, который приводил к гибели и самолётов, и людей. Смерть есть смерть, она всегда трагична, но гибель Гудкова оправдана благородной целью - он шёл на риск, зная, что от его профессионализма зависит жизнь многих строевых лётчиков.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||