«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 35%


         Что ж, собрались ещё раз, обсудили все оставшиеся проблемы и Иван Иванович подписал акт государственных испытаний. На этом закончилась многолетняя, очень трудная и сложная эпопея создания первого самолёта третьего поколения МиГ-23.
         Он прожил долгую, хотя и непростую жизнь в небе, с начала 70-х до конца 80-х годов, пока не появились МиГ-29 и Су-27. МиГ-23 стал основным самолётом фронтовой авиации, на его базе строились истребители-бомбардировщики, которые в значительной степени конкурировали с Су-17 главного конструктора Н.Г. Зырина. Хотя, на мой взгляд, "суховские" машины были удачнее и как истребители-бомбардировщики сыграли весьма видную роль в истории нашей авиации. Я могу об этом судить, потому что системы управления вооружением и на МиГ-27, который был построен на базе МиГ-23, и на Су-17 (линия Су-7) были одинаковыми. Мы, фактически, отрабатывали у себя комплекс, который шёл на обе линии: и Су-17, и МиГ-23. Но это уже случилось после ввода в строй МиГ-23 и диктовалось необходимостью освоения нового оружия. Ведь мы кроме ракеты Х-23 с командным наведением для самолёта Су-24 не имели управляемых ракет по поражению наземных целей. Только для самолёта дальней авиации Ту-22М ракета Х-22 строилась с активной головкой самонаведения, с пассивной с обычным зарядом и с инерциальной системой для ракеты с ядерным зарядом. Все они создавались главным конструктором Александром Яковлевичем Березняком в дубненском ОКБ-1-155, впоследствии МКБ "Радуга". Александр Яковлевич был очень преданный делу человек, который много сделал для создания ракет класса "воздух-поверхность" и являлся пионером в их разработке. А начинал он свой путь в авиации как главный конструктор первого реактивного самолёта Би-1, на котором летал знаменитый лётчик Бахчиванджи, погибший при его испытаниях. К сожалению, Березняк прожил мало, и на его место назначили Игоря Сергеевича Селезнёва, который продолжил дело, начатое Александром Яковлевичем.
         Но вернёмся в институт. Работа над самолётом МиГ-23 стала качественным скачком в нашей истории. Помимо того, что мы полно и тщательно рассматривали все проблемы, связанные с системами управления самолёта на боевом режиме, мы закладывали и отрабатывали концепцию принципиально нового класса оружия - ракет класса "воздух-воздух" средней дальности. В результате появилась так называемая тактика воздушного боя на встречных курсах. Ракеты средней дальности стали применять при отсутствии визуального обнаружения противника, ориентируясь только по радиолокационному сигналу, как на встречных, так и на пересекающихся курсах - типичных для первой фазы воздушного боя.
         Воздушный бой обычно развивается следующим образом. Группа МиГ-23 идёт навстречу группе самолётов противника и с определённой дистанции даёт по нему залп ракетами средней дальности. Если поразить все цели не удалось, самолёты сближаются на короткие расстояния, где переходят в ближний бой, напоминающий пушечные баталии. Поскольку головки самонаведения ракет ближнего боя имеют очень узкие поля зрения (а ракеты находятся на пилонах самолёта), то лётчик стремится направить ось самолёта на цель до её захвата головкой ракеты. Это напоминает логику пушечного боя - там ведь тоже нужно поймать цель в перекрестье прицела.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100