«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 26% |
И вот теперь, когда на меня фактически свалилась ноша руководителя НИИ-2, пришлось сталкиваться по работе со многими министрами, конструкторами, работниками партийных и правительственных органов и т.д., - то есть круг моего общения значительно расширился и поднялся на новую ступень.
В 1967-1968 годах мне пришлось познакомиться и с легендой нашей авиации Андреем Николаевичем Туполевым. В это время началось соревнование двух самолётов. Павел Осипович Сухой заложил свой Т-4 - аналог американской "Валькирии". Главным конструктором этого самолёта был Наум Семёнович Черняков. А Туполев взялся за создание Ту-22М с переменной геометрией крыла на базе Ту-22, который уже стоял на вооружении. От базовой модели Ту-22М осталась только кабина, в остальном это оказался совершенно новый самолёт - фюзеляж, крылья и т.д. создавались заново, хотя основные самолётные системы сохранились. Ту-22М был рассчитан на достижение скорости 2М, но в целом предназначался для дальней авиации и использования на морских театрах военных действий.
Т-4 замышлялся как самолёт, способный пройти от СССР до Гибралтара через всю Европу. Поскольку он должен был летать на высотах более 20 км со скоростью 3М, то, по нашим расчётам, зоны ПВО противника мог преодолевать с минимальными потерями. У нас были построены зоны потерь самолётов в зависимости от скорости и высоты полёта и Т-4 попадал в наиболее благоприятные из них. А Ту-22М вынужден был облетать ПВО стран НАТО по дуге, выходя на траверз Норвегии, по Атлантическому океану, чтобы дойти до Испании. Только в этом случае он нёс приемлемые потери.
И разгорелся очень острый спор: какому из этих самолётов дать зелёную улицу? В то время ЦАГИ возглавлял В.М. Мясищев, КБ которого разогнали и отдали В.Н. Челомею. ЛИИ им. Громова возглавлял Николай Сергеевич Строев, а ЦИАМ - Георгий Петрович Свищёв. Я же был первым замом у В.А. Джапаридзе. И вот наш министр П.В. Дементьев создал комиссию из руководителей институтов и предложил нам дать оценку обоим проектам и решить, какой самолёт строить. Андрей Николаевич Туполев, узнав о создании такой комиссии, пригласил всех её членов к себе. Я, как самый молодой и неискушённый в подковерных интригах, естественно, почёл его приглашение за честь и приехал. Остальные же начальники оказались хитрыми и мудрыми - никто не явился. Мясищев сослался на болезнь, Строев и Свищев тоже нашли какие-то причины. На самом-то деле они все понимали, что Туполев начнёт "выламывать руки", агитируя за свой Ту-22М. Они-то, в отличие от меня, хорошо знали умение, настойчивость и агрессивность (в хорошем смысле слова) "Старика", способность пробивать свои проекты в верхах. Я же напрямую с ним не пересекался, тем более что наши интересы столкнулись к тому времени при работе всего над одной машиной - Ту-128.
В общем, я приехал, он пригласил меня в кабинет, сказал, что надо подождать остальных приглашённых. Слово за слово, выяснилось, что мы оба закончили МВТУ. Андрей Николаевич окунулся в воспоминания студенческих лет, как он в качестве кунака какого-то приятеля-чеченца "воровал" для того будущую жену, скакал на лошади, а братья невесты догоняли его и палили из ружей в воздух. Так у них инсценировался старинный обычай кражи невесты...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||