«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 21% |
Всё это надо было увидеть и понять самим, поскольку тогда использование цифровой техники в управлении только начиналось и было засекречено, так что ничего на эту тему в литературе не публиковалось. Полунатурное моделирование - это тоже в какой-то мере управление, поскольку представляет собой некий замкнутый процесс, в который включена цифровая машина. Когда ЦВМ появилась на борту ракеты и самолёта, мы столкнулись с проявлением тех же физических закономерностей, что и при полунатурном моделировании - физические параметры полёта преобразуются в цифровую информацию, машина её "осмысливает", вырабатывает управляющие сигналы, которые снова преобразуются и выходят в реальный мир.
Одновременно с изучением процессов перехвата мне пришлось вплотную заняться и проблемами бомбометания. Здесь необходимо вывести самолёт уже не на цель, а в некую точку, с которой начинается траектория падения бомбы. Эта задача и рассматривается в теории бомбометания, причём она распадается на две фазы: сначала надо точно выйти в точку сброса бомбы, а затем довернуть самолёт по курсу полёта так, чтобы траектория падения бомбы пересекала цель. Эта вторая фаза получила название "боковой наводки". В ней участвует динамика самого самолёта - его надо накренить, ввести в вираж и выйти на нужный курс, но одновременно надо не упускать из виду и визировать цель. Вот здесь и возникает связка, похожая на самонаведение, поскольку необходимо вести визирование цели, а ещё - учитывать баллистику падения бомбы. Этой теорией бомбометания занимались многие наши корифеи, начиная с Н.Е. Жуковского, но наиболее впечатляющие результаты были достигнуты академиком Н.Г. Бруевичем, заведующим кафедрой бомбометания академии им. Жуковского и сотрудниками нашего института, которые этой проблемой занимались со дня его основания. В их числе Г.Г. Абдрашитов, который первым стал изучать вопросы боковой наводки.
Американцы на В-29, а соответственно и мы на Ту-4, задачу бомбометания решали с помощью прицела ОПБ-5. Сигнал с него шёл на авиапилот, который автоматически выводил самолёт на цель и так же автоматически обеспечивался сброс бомбы. Я с этой проблемой столкнулся, когда началось освоение бомбометания с самолёта, летящего со сверхзвуковой скоростью. До этого все бомбы сбрасывались на "дозвуке", в том числе с Ту-16 и других машин. Надо сказать, что бомбардировочная авиация в эти годы мало развивалась, потому что Хрущёв считал, что вообще ею нет смысла заниматься, поскольку есть МБР.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||