«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 21%

Отработка бомбометания с самолёта Як-28И


         Последним фронтовым бомбардировщиком, который поступил на вооружение наших ВВС к моменту моего назначения заместителем начальника института, был Ил-28, но он тоже бомбил на дозвуковых скоростях. Позже был создан Як-28, который уже бомбил на сверхзвуковых скоростях. Этот самолёт запустили в серию на Иркутском заводе, не проводя отработку режима бомбометания. Более того, Як-28 стали поставлять в некоторые страны Варшавского договора: в Венгрию, Чехословакию, Польшу. И там при проведении учебного бомбометания возникла проблема попадания бомбы даже не в цель, а хотя бы в полигон. Территории этих стран весьма невелики, и под полигоны там отводились площади намного меньшие, чем у нас. Поэтому при бомбометании с высоты 9-10 тысяч метров, да ещё на сверхзвуке, бомбы просто улетали за пределы полигона - настолько несовершенна была система бомбометания самолёта. Начался крупный скандал международного масштаба. Министр авиационной промышленности Пётр Васильевич Дементьев вызвал меня к себе "на ковёр" как заместителя начальника института, отвечающего за это направление, и сказал:
         - Пока не добьёшься, чтобы лётчики выполняли нормативы по точности бомбометания, в Москве не появляйся...
         Главным конструктором прицела ОПБ-16, стоявшего на Як-28, был В.А. Хрусталёв из ЦКБ "Геофизика". В этом ЦКБ создавалось прицельное оборудование, тепловые головки самонаведения ракет "воздух-воздух", Хрусталев же занимался бомбардировочными прицелами. Одновременно, в разгар космического "бума", он, если не ошибаюсь, делал и первые оптические системы ориентации для космических аппаратов. И, поскольку это направление было очень престижным, быстро достиг больших высот - стал Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии, был награждён орденами и медалями, ходил, что называется, "грудь колесом", а тут вдруг неурядицы с каким-то бомбардировочным прицелом. Хотя он был намного более сложной технической системой, чем первичные системы оптической ориентации космических аппаратов.
         В общем, прицел оказался главным виновником рассеивания бомб. А поскольку не было проведено полунатурное моделирование, необходимое математическое исследование, не было "наземной" отработки, то мы не сразу смогли определить, в чём же заключаются недоработки прицела. В ЦКБ просто изготовили прибор, как его замыслил конструктор, поставили на самолёт и "погнали". Да ещё приняли на вооружение, запустили в серию и стали бомбы кидать.
         Поэтому я сразу попал в весьма сложную ситуацию и мне приходилось каждый понедельник садиться утром в самолёт Ли-2 яковлевского КБ и лететь во Владимировку, а в пятницу возвращаться в Москву. Рейс в одну сторону длился больше пяти часов, а летали мы с экипажем заслуженного, опытного пилота Назарова, чей китель сплошь был увешан знаками о миллионах километров пройденных трасс. Самолёт имел всего два кресла для пассажиров, остальное пространство фюзеляжа, как правило, забивалось какими-то ящиками и тюками, которые экипаж должен доставить к месту назначения.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100