«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 20%


         В конце концов зенитную ракету можно рассматривать, как беспилотный истребитель. Кстати, в это время в КБ С.А. Лавочкина строилась зенитная ракета "Даль" именно как беспилотный самолёт-истребитель. Она тоже была аэродинамически несимметрична и по способу наведения очень похожа на самолёт. Прогресс в авиации привёл к тому, что истребитель уже имел два ярко выраженных режима полёта при перехвате цели. Сначала он выводился к ней с земли - системой командного наведения, когда лётчику на директорные приборы по линиям связи передавался нужный курс, высота и скорость. Он пилотировал по ним самолёт, пока его бортовой локатор, который находился в режиме поиска, не захватывал цель. Тогда лётчик переходил на режим бортового наведения, что фактически и было самонаведением. Он получал на прицельном индикаторе метку цели и далее пилотировал самолёт с учётом совмещения этой метки с текущей маркой положения самолёта. Так что в динамическом плане самонаведение ракеты и перехват цели самолётом-истребителем очень похожи.
         Но в каждом техническом направлении есть своя специфика, какие-то традиции, складываются свои школы, рождается терминология. Мы, к примеру, работая в одном и том же институте над ракетами класса "воздух-воздух" и над истребителем, иногда друг друга плохо понимали, хотя говорили об одном и том же. Ведь терминология во многом определяется личностью людей, их подходом к решению проблем и т.д. Поэтому моя задача заключалась в том, чтобы сначала хотя бы научиться понимать, что делается в коллективах, которыми мне предстоит руководить: я-то в них не работал. Мне необходимо профессионально стать на их уровень. При этом, конечно, я не обязан погружаться в тонкости каждого направления - это и не по силам одному человеку. Потому и существует иерархия управления, где у человека на каждом уровне имеется свой круг вопросов. Но профессиональное понимание деятельности коллективов необходимо.
         Поэтому мне пришлось оставить ракетную технику, тем более, что считалось: там работают уже вполне квалифицированные люди и погрузиться в проблематику авиационных систем. Для этого пришлось прочитать гору литературы, множество работ ЦАГИ, ЛИИ, всех классиков - И.В. Остославского, Г.С. Бюшгенса, В.С. Ведрова, М.Р. Тайца, Г.С. Калачёва... Мне надо было разобраться в вопросах динамики управления самолётом, потому что аэродинамику я немного знал, и даже, как уже писал выше, набрался смелости прочитать курс лекций по этому предмету в МВТУ.
         Естественно, я окунулся и в реальные программы, которые вёл наш институт, в первую очередь в работу над системой "Ураган-5", предшествовавшей МиГ-25. В этой системе создавались экспериментальные самолёты фирмы Микояна, где как раз и отрабатывались режимы командного и бортового наведения. При этом мы столкнулись с различными проблемами эргономики кабины, со сложностью восприятия лётчиком показаний индикаторов... Всё это требовало глубокого изучения и выдачи необходимых рекомендаций.
         Почему так остро встал вопрос о перехватчике? Дело в том, что понимание воздушного боя как дуэли истребителей базировалось на опыте Второй мировой войны, и вопрос автоматизации этой дуэли ещё не стоял столь остро, а задача перехвата бомбардировщиков в это время вышла на первый план. Мы противостояли прежде всего Америке, её стратегическая авиация стала считаться нашим основным противником и в случае возникновения конфликтных ситуаций надо было остановить её налёт, а не вступать во встречные воздушные бои с истребителями. Проблемы с ними возникли немного позже, когда СССР стал принимать участие в арабо-израильских и других локальных конфликтах. В период же конца пятидесятых - начала шестидесятых годов мы вплотную занимались решением задачи перехвата бомбардировщиков. А поскольку она очень сильно напоминала задачу самонаведения ракеты, мне была достаточно хорошо знакома динамика и логика таких процессов. Поэтому очень многое из того, что было достигнуто при работе над ракетами класса "воздух-воздух", мы стали внедрять в методику моделирования полёта истребителей-перехватчиков.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100