«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 20%


         Как уже было сказано, я возглавил направление, связанное с управляемым вооружением, с автоматизацией боевых режимов самолётов, но для меня по-прежнему оставалось тайной, что же собой представляют истребитель и бомбардировщик с точки зрения такой автоматизации. Личного опыта в этой области я не имел никакого, хотя был одним из немногих в НИИ, кто достаточно хорошо владел теорией управления и технологиями управляющих систем. Но мне ведь надо было работать с научными коллективами, которые уже имели достаточно большой практический опыт по решению проблем, за которые я только принимался. Это коллектив лаборатории No 2, которым руководил Евгений Иванович Чистовский. Его правая рука - Иосиф Аркадьевич Богуславский, который, кстати, в это время не без моей помощи переключился на работу по космическим программам. Лабораторию No 3 вёл Константин Александрович Сарычев; здесь занимались ударной, фронтовой и дальней бомбардировочной авиацией, в то время изучая в основном бомбардировочные режимы.
         Это были уже сложившиеся коллективы, где хорошо понимали, что такое задачи бомбометания и прицеливания, владели их теорией. И когда я посмотрел на неё с позиций собственного опыта, я вдруг уловил в ней некие общности с теорией самонаведения. Но это самонаведение - в конечную точку, а не в цель, то есть вывод самолёта на определённый режим, когда надо сбросить бомбу. В какой-то мере, если сравнивать кинематические зависимости бомбометания, они напоминают самонаведение ракеты.
         В то же время и истребитель, который наводился на воздушную цель (только в нём сидел пилот) обладал закономерностями, очень похожими на самонаведение ракеты. Но истребитель специфичен. Ракета обладает аэродинамической симметрией, а именно так строились ракеты класса "воздух-воздух" - крестокрылое оперение, цилиндрический фюзеляж, что заметно упрощает задачи управления.
         А самолёт - это ярко выраженное крыло, состыкованное с фюзеляжем. Чтобы им управлять, надо создавать крен - координированный разворот, когда подъёмная сила используется для того, чтобы создавать боковое и вертикальное движение самолёта. То есть налицо специфическая динамика управления несимметричным объектом. Кроме того, самолёт пилотирует лётчик. Человек есть человек, и полностью исключать его из процесса наведения нельзя, он замыкает контур управления. Если смотреть на человека, как на звено в этом контуре, то можно и его динамику представить с помощью дифференциальных уравнений, описывающих его действия как оператора. Поэтому было введено понятие "передаточная функция человека". И оказалось, что наряду с традиционными динамическими звеньями в передаточной функции человека присутствует запаздывание - время, за которое человек воспринимает информацию и начинает реализовать. Вот это временное запаздывание, которое связано с мышлением, принятием решения, с точки зрения теории управления является очень неприятным звеном, которое может привести к потере устойчивости и т.д. Более того, когда стали углублённо изучать человека, оказалось, что он - система со случайными параметрами, поскольку в разных условиях от него в принципе можно ожидать каких угодно неадекватных действий. Если же подойти к нему примитивно и усредненно, его можно описать достаточно точно, и тогда самонаведение истребителя (с учётом специфики несимметричной аэродинамики), очень напоминает решение для любой самонаводящейся системы перехвата - будь она зенитной, класса "воздух-воздух" или истребителем.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100