«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 10% |
Надо сказать, что при самонаведении на цель истребителя наблюдались те же раскачивания, с которыми столкнулись и мы, но протекали они менее динамично, поскольку масса самолёта намного больше маленькой ракеты, и с ними легко справлялись. Нам же пришлось поломать голову...
По-своему решили аналогичную проблему "зенитчики". В это же время в КБ-1 создавалась первая самонаводящаяся зенитная ракета системы С-200 (та самая, которой был сбит наш самолёт Ту-154М украинскими ПВО в 2001 году). Характерной особенностью работы "оборонки" середины 50-х годов, да и позже, было то, что "зенитчики", которые тоже боролись с синхронной ошибкой, работали всего в паре километров от НИИ-2, но из-за режима секретности никакого обмена информацией между нами не было. И они пошли по другому пути - создавали матрицу ошибок на каждый конкретный обтекатель, а в полёте специальный вычислительный блок в автопилоте компенсировал эту ошибку. Решение, конечно, "лобовое", громоздкое, но поскольку габариты зенитной ракеты вполне позволяли разместить вычислитель, то, видимо, в КБ-1 и не стали искать более простых путей. Мы же такими роскошными габаритами не располагали. Но примечательно, что позже и "зенитчики" использовали найденные нами решения, поскольку они наиболее рациональны в инженерном и технологическом плане.
В общем, с этими синхронными ошибками повозиться пришлось. Кстати, они возникали не только от обтекателя, но и от ошибок гиростабилизатора. В нашем институте этой проблемой занимался Авенир Константинович Неусыпин, мой однокашник по МВТУ, - только гироскопист по специальности, - который вскрыл эти ошибки и нашёл способ избавления от них.
Ещё одна проблема, которая очень остро встала перед нами при создании К-8, - это борьба с флюктуационной ошибкой. Когда цель облучается радиолокатором, то различные её участки по-разному отражают эти сигналы. Так возникает флюктуация. Она зависит, от множества факторов: способа "подсветки" самолёта, его поведения в полёте, особенностей прохождения радиосигнала в воздушной среде и т.д. В итоге помимо регулярного отражённого сигнала, который используется для наведения ракеты на цель, возникает случайная составляющая. Она попадает на вход автопилота вместе с полезным сигналом и вызывает случайную ошибку наведения. Её приходится учитывать при выборе боевой части, других компонентов ракеты. Методы борьбы с этими ошибками известны - фильтрация сигнала. Но всякая фильтрация неизбежно ведёт к ухудшению динамики ракеты, то есть снижает скорость её реакции на перемещение цели. Мощные фильтры могут "задушить" случайную составляющую, но ракета становится "вялой", инертной, и, естественно, возрастает вероятность динамических ошибок. Поэтому нам надо было найти компромисс между величиной фильтрации и конечным пролётом. Это и по сей день единственный способ уберечь ракету класса "воздух-воздух" от случайной ошибки, но тогда мы делали к нему лишь первые шаги, пытаясь отфильтровать сигнал.
Однако, чтобы двигаться в этом направлении, нам надо было изучить параметры флюктуации. Для этого пришлось ставить очень сложный лётный эксперимент, когда в воздух одновременно поднимались три самолёта: самолёт-цель Ту-16, самолёт-носитель Як-28 с радиолокационной станцией "Орёл" главного конструктора Г.М. Кунявского и самолёт-"ракета" Як-25, на котором размещалась головка самонаведения. Эти три машины надо было свести в пространстве и, управляя расстоянием между ними, фиксировать отражённый от цели флютуирующий сигнал.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||