«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 5%


         Однако надо сказать, что принципы управления немецкими зенитными ракетами у нас не прижились. Мы пошли по пути классических линейных автопилотов и линейных систем управления. Все работы, которые велись в конце сороковых - начале пятидесятых годов в КБ-1 на "Соколе", шли на базе обычной теории линейных систем. На мой взгляд, это объясняется тем, что в основном там работали радисты, которые хорошо разбирались в частотных методах, они понимали, что в основе управления будущих ракет должна лежать радиолокация, что эти ракеты будут телеуправляемыми и т.д.
         И КБ-1 стало "классиком" в области телеуправляемых ракет, которые и стояли у нас на вооружении до появления режима самонаведения.
         Но вернёмся к архиву. Благодаря ему, то есть совершенно неожиданным путём, я приобрёл знания, которых мне так не хватало и которых у нас в стране, по сути, и не было. А если и были - то настолько засекреченные, что мне, вчерашнему выпускнику, а ныне аспиранту, до них было не добраться. В это время Королёв уже сделал ракету Р-5, заканчивались работы по ставшей потом знаменитой Р-7, но всё это было слишком далеко от меня.
         Конечно, кандидатский минимум по немецкому я сдал, но, к сожалению, знанием языка мне так и не пришлось воспользоваться, хотя немецкие технические тексты читал без словаря. Так же легко я сдал минимум и по системам управления. Тут мне помог мой же дипломный проект. Делал я его в НИИ-2, где потом всю жизнь работал и работаю сейчас. Сначала это был НИИ-2, позже Институт технической кибернетики, НИИАС, а теперь вот ГосНИИАС... Когда я впервые открыл его двери, институт занимался авиационным вооружением. Темой диплома у меня была кормовая пушечная установка для самолёта Ил-40. В основе её работы заложена гидравлика с объёмным управлением, и мне пришлось делать расчёт следящей системы этой установки. А в это время Солодовников как раз начал внедрять в практику метод логарифмических частотных характеристик. Я был первым, кто в своём дипломном проекте применил этот метод. Мне же довелось участвовать в расчёте номограмм, которые были сделаны в НИИ-2 и потом вошли во все учебники. Естественно, кандидатский минимум я сдал Солодовникову легко...
         Видимо, ему чем-то приглянулся мой подход к тому, чем он занимался, и Владимир Викторович предложил мне приступить к чтению лекций студентам, что, собственно, входит в обязанности аспиранта. И тут я понял, что совершенно не знаю аэродинамики. А как можно изучать ракетную технику, не зная законов, по которым она летает? И хотя аэродинамика ракет значительно проще, чем самолётов, ведь ракеты, как правило, - осесимметричные конструкции, но науку-то знать всё равно надо. Поэтому я взялся прочитать студентам МВТУ курс лекций по... аэродинамике. И прочитал. Для этого я обложился книгами - как классическими, так и работами ЦАГИ, и довольно скоро освоил основы этой науки настолько, что смог с ними познакомить и студентов.
         Казалось бы, моё продвижение в научной работе шло весьма успешно, но к концу первого года обучения в аспирантуре я понял, что сделать диссертацию на соискание звания кандидата технических наук не смогу - на кафедре просто нет необходимых материалов.
         И хотя я притащил из НИИ-2 следящие системы с самолёта Ту-16, возглавил студенческое научное общество, вместе с ребятами монтировал какие-то установки, создал лабораторию - меня не покидало ощущение какого-то дилетантизма во всём, чем занимаюсь. Всё отчётливее крепло сознание того, что надо уходить в промышленность.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100