«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 4%


         ...Итак, в конце концов, все материалы, описания, вся материальная часть вместе с этой "Бан-Хох-Моделью" из Подлипок были перевезены в МВТУ на кафедру М-1 ракетного факультета, которую возглавлял профессор В.И. Феодосьев. И я как аспирант, которому нужно было сдавать определённое количество страниц переведённого с немецкого языка текста, стал переводить этот архив. Чем больше я углублялся в него, тем интереснее становилось. Я начал разбираться, как работают немецкие ракеты, их системы управления. А потом решил собрать автопилот "Райнтохтера", тем более, что меня попросили подыскать новую тему лабораторных работ для студентов, а заодно запустить "Бан-Хох-Модель", чтобы она решала уравнения движения. С последней задачей мне удалось справиться быстро, а вот с автопилотом пришлось повозиться. Я никак не мог понять, как он работает. И лишь очень нескоро разобрался: оказалось, существовали два варианта "Райнтохтера": один - стабилизированный по крену, другой же - нестабилизированный. А поскольку это была телеуправляемая ракета, то в ней наблюдался эффект так называемой скрутки координат. В нестабилизированной ракете стояли синусно-косинусные потенциометры, которые делают пересчёт этой самой скрутки, а в стабилизированной подстройка шла автоматически.
         Читая описание автопилота, я вначале не понял, что часть его относится к одной ракете, а часть - к другой. И лишь когда досконально изучил все тома, сообразил, что речь идёт о двух различных приборах.
         Вот так, совершенно неожиданно для себя, я прошёл великолепную школу изучения немецкой ракетной техники. Спустя несколько десятилетий я поинтересовался судьбой этого архива. Оказалось, что его растащили, а жаль, потому что в нём был собран уникальный материал по истории ракет.
         Но тогда, конечно, я ещё не думал об исторической ценности архива: я изучал новую технику! И здесь пришлось не раз добрым словом вспомнить В.В. Петрова, который читал нам теорию нелинейных систем. Все немецкие ракеты были построены на основе этой теории: в них использовалось так называемое интерцепторное релейное управление. Это когда рули высовываются в поток на какое-то время, а потом убираются.
         При таком способе управления используются сигналы с широтно-импульсной модуляцией. Эти сигналы формировала и излучала радиолокационная станция "Вюрцбург". Приёмник на ракете преобразовывал их в соответствующие команды, и они шли на автопилот, который, с одной стороны, решал задачи стабилизации, с другой - управлял рулями. На таком принципе были построены все немецкие ракеты, кроме ФАУ-2, где стояла линейная система управления с интегрирующим гироскопом. А вот ракета "воздух-воздух" - "Руршталь" наводилась по тепловому лучу. В самолёте был вмонтирован инфракрасный "прожектор", который подсвечивал цель, и ракета шла по лучу, и сигнал отклонения от него тоже модулировался этой широтной импульсной модуляцией...
         Чем больше я знакомился с архивом, тем чётче понимал - немцы вплотную подошли к созданию нового класса оружия, на которое отнюдь не зря так надеялся Гитлер. Они сумели решить ряд сложнейших задач, к которым мы у себя только подступались, и если бы война затянулась ещё на какое-то время, возможно, под ударами этих ракет людей погибло бы намного больше.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100