«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 28%


         В 16-м веке создание голема приписывали польскому раввину из Хелма Элайе бен Иуде (Баал Шем). В это же время польским хасидом Юделем Розенбергом была разработана технология создания големов. И в Средневековье появляется ряд еврейских городских легенд об ученых раввинах из разных городов, создавших големов. Создание же пражского Голема приписывалось верховному раввину Праги Льву бен Бецалелю.
         Прага долгое время была "городом 3-х народов" с большой еврейской общиной, жившей в значительной мере самостоятельной жизнью. Легенды о пражском гетто складывались как внутри самого гетто, так и среди чешского населения, а впоследствии легендой стало и само гетто. Раввин Лев родился в 1512 году в Познани (по другим сведениям, в 1515, 1520 или 1525 году), в Праге появился в 1573 году и вскоре стал верховным раввином, уважаемым и мудрым. Это было время расцвета еврейского гетто, совпавшее со временем царствования императора Рудольфа Второго, о котором впоследствии было сложено множество легенд и которое само стало важным концептом "пражского текста". Умер 22 августа 1609 года, эта дата известна достоверно...
         Ни во время его служения, ни после его смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было. В 1709 году фигура раввина Льва была мифологизирована его правнуком Нафтали Коэном, издавшим книгу о его чудесах. Но и в этой книге, в книге-биографии раввина Льва (1718) также не было упоминания о Големе. Легенда 18-го века о пражском Големе в еврейском фольклоре распространилась по всей Германии, и оттуда - в один из сборников сказок и сказаний братьев Гримм, однако возникновение Голема в Праге никак не было связано с фигурой Льва.
         В 1841 году впервые появилось первое упоминание о пражском Големе в связи с Львом, а в сборнике "Пражские тайны" Сватека (1868) появился подробный рассказ о пражском Големе. В 1860-х годах о Големе в чешской литературе писали И.И.Колар, И.Сватек, А.Ирасек, а затем - И.Кошнарж, В.Томек, З.Цыбула, примерно тогда Голем вошел в "пантеон" "магической Праги". В 1894 году образ Льва, создателя Голема, был окончательно прописан в книге А.Ирасека "Старинные чешские сказания".
         В 1915 году вышел знаменитый роман "Голем" Г.Майринка, герой которого находится в состоянии деперсонализации, забыв себя и свое прошлое. Это происходит после того, как он обменялся шляпами с неким таинственным посетителем (головной убор в еврейской традиции - непременный атрибут социальной и личной идентичности человека). Героя зовут - так же как и посетителя - Атанасиус Пернат. Кульминационным моментом романа является попадание героя в некую находящуюся в самом центре гетто комнату без дверей, с маленьким зарешеченным окном, в котором находятся вещи, принадлежавшие ранее Голему, те самые, которыми глиняный колосс был завален, по легенде, на чердаке синагоги - т.е. все, кроме брюк). Герой надевает одежду Голема и жители гетто его начинают воспринимать как Голема, тем более, что это происходит в тот момент, когда в гетто по ночам начинают происходить страшные события. Необъяснимое жителями связывают с возвращениями пражского Голема, которое, якобы происходит 1 раз в каждые 33 года. В романе Голем становится персонификацией "темной души гетто"... Майринк оказал влияние на многих чешских писателей, в том числе и на Карела Чапека, перу которого принадлежит идея искусственных людей (роботов) в драме "R.U.R"...
         В 1921 году был написан роман "Ганимед" из цикла "Романы трех магов" чешского писателя Иржи Карасека (1871-1951) из Львовиц. В центре повествования находится фигура космополита Адриана Морриса, встречающего на пражском еврейском кладбище скульптора-еврея Йорна Моллера, который по примеру раввина Льва создает Голема, но не в образе покорно-страшного глиняного слуги, а в образе прекрасного юноши-Ганимеда, сверхсущества, исполненного духовности. В качестве модели для лепки избран 18-летний юноша Радован. В тексте имеются множественные отсылки к големовским легендам: поиски зашифрованного раввином Львом "шема", вычисление благоприятных дней по астрологическим таблицам и т.п. Наконец, окончив работу над Големом, Моллер внезапно умирает, а пробужденный к жизни Голем падает, разлетается на куски и хоронит под своей тяжестью свою "модель" - Радована...
         А в 1968 вышел сказочный фильм режиссера Иржи Брдечки о встрече двух големов. Во всех произведениях, вновь и вновь Голем - даже в его переосмысленном понимании - не может служить добру...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100