«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 28%


         Наиболее подробно сама легенда рассказана в книге "Удивительные истории" ("Meisse punem", Львов, 1910-1911 года). Канонический вариант таков: Раввину Льву понадобилось зачем-то создать Голема, о причинах этого шага существует 3 версии - Голем был создан для помощи Льву по хозяйству (так пишет А.Ирасек), для проверки колдовского искусства (версия И.Карасека из Львовиц) и для защиты гетто от погромов (в большинстве вариантов, этой версии придерживается Х.Блох). Неясно также, в одиночку ли создавал раввин Голема или с помощниками. Для соблюдения магического ритуала необходимо было: а) дождаться определенного положения звезд, после чего выждать 7 дней; б) найти подходящую глину; в) чтобы в создании участвовали 4 стихии и 4 темперамента. 1 стихию и 1 темперамент представляла сама глина, еще 3 - раввин (воздух, сангвиник) и 2 его помощника - Якоб Соссон и Ицхак Кац-Коэн. Создание Голема происходило в час перед рассветом в марте 1580 года, в 4 часа пополуночи, 20 день месяца адара 5340 года по еврейскому календарю (в других источниках и художественных текстах указываются и другие даты, хотя дата 1580 года близка к датировке погромов в 1590-1591 годов).
         Происходило создание Голема в районах Хухле, Браник или Коширже, т.е. на берегу Влтавы, в границах современного города, но за воротами тогдашней Праги. После вылепления тела Голема из глины Кац 7 раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес магические слова. Затем то же самое, но в обратном направлении, проделал Соссон. С началом рассвета раввин Лев прочитал формулу из 2 стиха 7 главы книги Бытия, где говорится о сотворении человека и вложил в рот (или, по другой версии, прилепил на лоб) Голема табличку (камешек) с так называемым шемом, или shem-ha-m-forash (Имя Неназываемого или Тетраграмматон), то есть тайным именем Бога, которое нигде в св.Книгах не названо и которое можно только вычислить, обладая высокой мудростью, способным вдохнуть жизнь в мертвую материю. Источники расходятся во мнении, сколько символов содержал в себе шем (от 12-14 букв до 72 слов, как в книге Элиаша).
         После этого Голем ожил, он представлял собой уродливого мужчину плотного телосложения, ростом первоначально 150 см, на вид 30-летнего, очень сильного, но неповоротливого, с коричневым цветом кожи. Ему было дано имя Йозеф, или Йосиле. В сопровождении своих создателей он отправился в город и приступил к исполнению возложенных на него обязанностей, он управлялся со всей хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях и (если взять за основу сюжет с обороной от погромов) отпугнул всех недоброжелателей.
         Относительно конца существования Голема существует 2 версии легенды. По одной из них, Голем взбунтовался против своего создателя (об этом говорится во львовском издании, а также в большинстве художественных обработок легенды). Каждый вечер Лев вынимал шем изо рта своего глиняного слуги, но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и Голем начал действовать не по приказам раввина, а по собственной инициативе. По одной из версий, Голем начал громить еврейский квартал и убивать его жителей из-за того, что якобы влюбился в дочь самого раввина Льва и начал мстить жителям гетто из-за своего неразделенного чувства или препятствий, которые стали ему чинить люди (такой версии придерживаются немецкие тексты начала 20-го века, пьесы Антонина Фенцла, Артура Голитшера, роман Макса Брода и фильм "Голем" немецкого режиссера Пауля Вегенера, снятый по мотивам романа Густава Майринка).
         По второй версии, Голем представлял собою воплощенную материю, бездуховную плоть, которая вышла из-под контроля человека; и причиной бунта Голема явилась не несчастная любовь, а мистические силы, разбуженные человеком на свою погибель. Голем продолжал расти и превратился в настоящего монстра.
         Раввину Льву никак не удавалось утихомирить своего слугу, пока ему не удалось вынуть изо рта Голема шем, лишив глиняный колосс жизни. После чего, прочитав формулу, употреблявшуюся при создании монстра, в обратном порядке, Лев и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой пражской синагоги, где сняли с тела штаны, завалили его богослужебными одеяниями и книгами и строжайше запретили кому бы то ни было туда входить.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100