«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 17% |
Если Солженицын именует хорьками да мерзавцами даже врача и сестру, что полны к нему заботы и дают лекарство, оказывают помощь, то надо ли удивляться той последовательности, с какой он прилагает свою эстетику к тем, кто чем-то ему не потрафил.
Советская литература, очень не потрафившая нашему герою, много претерпела от него уже из-за одной только удивительной неустойчивости, переменчивости его художественных вкусов, литературных симпатий и антипатий. Как мы отмечали, этим в какой-то мере отличался и Достоевский. Но у Достоевского многие перемены его вкусов и литературных симпатий остались на страницах частных писем да дневниковых записей. Но не таков Солженицын. Он - человек действия. Разочаровавшись в каком-либо писателе или произведении, он тотчас предпринимает против них критическо-карательные санкции. Так, ему не понравились когда-то начальные главы мемуаров Эренбурга и "Повести о жизни" разлюбленного Паустовского. И вот в ноябре 1960 года, не дожидаясь окончания публикации, он шлет в редакцию "Литературной газеты" пространное письмо-статью, для стиля и духа которого весьма характерны суровые оборотцы вроде таких: "Не пора ли остановить эту эпидемию писательских автобиографий?!" (Решетовская Н.,. 165). Какая энергичность слога, какая экспрессия! "Не пора ли остановить!.." Да это в одном ряду с бессмертными речениями "Народ! Расходись, не толпись!", "Гражданин, пройдемте!" и т.п.
Однако, несмотря на очевидные достоинства стиля и родниковую ясность идейной позиции, статья, подписанная "А.И. Солженицын. Учитель" не была опубликована "Литгазетой". Отвергнутый автор на этом не успокоился - так ему пекло поучительствовать в советской литературе! Он шлет копию своей статьи "Не пора ли остановить?" самому К.Г. Паустовскому. Ну, и понятное дело - жду, мол, ответа, как соловей лета. Видно, надеялся, что Константин Георгиевич ответит ему приблизительно так: "Конечно, дорогой Александр Исаевич, пора меня остановить! Давно пора! Совсем я, старый, зарвался. Спасибо, голубчик, что глаза мне на самого себя открыл!" и т.д. Но Паустовский почему-то не ответил. Вполне возможно, что принял письмо учителя Солженицына за весточку с того света от будочника Мымрецова, прославившегося в прошлом веке девизом "Тащить и не пущать!".
Между тем, и мемуары Эренбурга, и "Повесть о жизни" Паустовского продолжали печататься. Натурально, "Александр Исаевич недоумевал": Учителя не послушались!
Неудачная попытка внедрить в литературную жизнь небесспорные принципы неомымрецизма, как видно, только раззадорила критическую страсть Солженицына, и он бросился разоблачать "блатофильство" и другие пороки искусства всех времен и народов. "Да не вся ли мировая литература воспевала блатных?" - строго спросил нахмуренный исследователь-следователь. И вот в результате успешно проведенного следствия с пристрастием блатными признаны все "благородные разбойники" народных легенд, былин и сказок, о коих, мол, простачков веками "уверяли, что у них чуткое сердце, они грабят богатых и делятся с бедными". А на самом деле - "отвратительны эти наглые морды, эти глумные ухватки, это отребье двуногих". Блатной "наглой мордой" номер один объявлен Робин Гуд, герой английского фольклора. К "отребью двуногих" отнесены герои шиллеровских "Разбойников".
Но и это не все - дальше, дальше! "Ни Гюго, ни Бальзак не миновали этой стези (А как там у Байрона?)". Байрона отличник, видно, не читал - только этим и можно объяснить, что автор "Корсара" не привлечен к ответственности, а лишь остался под подозрением.
Так шаг за шагом, обшарив по пути ещё кой-кого, например, Киплинга и Гумилева, постепенно добрался потрошитель мировой литературы до... До кого бы вы думали? До Пушкина! Да, и Пушкину устроил обыск, в результате которого выявил, что великий поэт "в цыганах похваливал блатное начало". Ну, в самом деле, шляются эти босяки по всей Бессарабии, нигде не работают, паспортов у них нет, ночуют в шатрах изодранных, в неположенных местах палят костры, - как же не блатные!
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||