«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 62% |
Прежде чем начать разговор об образовании социалистического пояса стран в Европе, надо вспомнить обстановку того времени.
Война закончилась, и уже в июне 1947 года Маршалл обнародовал свой знаменитый план имени себя. Европейцы аплодировали стоя, американцы были более сдержаны, опасаясь, что реализация будет невыгодна экономически. Однако план активно поддерживался Трумэном, который считал, что в результате реализации этого плана Америка стратегически выиграет, в частности, за счёт оживления международной торговли и инвестиций.
Принятию плана Маршалла способствовало само наличие Советского Союза. В 1947 году в Париже прошли переговоры, посвящённые этой программе, в которых приняли участие США. Франция, Великобритания и СССР. Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов демонстративно покинул зал заседаний (почему - будет видно далее). Официальные предложения участвовать в этой программе были разосланы абсолютно всем европейским странам, включая Турцию (исключая, правда, франкистскую Испанию). Вслед за СССР отказались участвовать в страны Восточной Европы. А уже в феврале 1948 года чехословацкие коммунисты взяли в стране власть.
Посмотрев на "красную угрозу", политики США решили, что приход коммунистов к власти в Западной Европе - для них куда большее зло, чем возможные экономические потери США и в апреле 1948 года Конгресс одобрил этот проект: был подписан Акт Экономического Сотрудничества (Economic Assistance Act).
Впервые в мировой истории держава-победительница (США) не взимала с побежденных держав репарации, а оказывала им крупномасштабную экономическую помощь.
Участниками плана Маршалла стали практически все государства Западной Европы, находившейся вне зоны советского влияния. Исключениями стали Испания (по понятной причине) и Западная Германия (присоединилась к программе в 1949 году, причем в Германии было создано особое министерство, занимавшееся исключительно реализацией плана Маршалла).
Разумеется, план не был благотворительностью, хотя часть средств выделялась безвозмездно, а другая часть - в качестве долговременных кредитов с низкой процентной ставкой.
Основными задачами, помимо декларированной помощи неимущим, были повышение производительности труда и продуктивности европейской промышленности и сельского хозяйства, достижение международной финансовой стабильности, развитие торговли и развитие европейского экономического сотрудничества. Долларовые кредиты на столь льготных условиях позволили избежать гиперинфляции и возобновить международную торговлю и частные инвестиции (в основном - американских бизнесменов). Инвесторам гарантировалось, что они в любой момент смогут конвертировать прибыль в доллары и беспрепятственно вывезти эти средства.
Был создан особый механизм распределения американской помощи: США не разрешали государствам-реципиентам расходовать эти средства на "затыкание дыр" в государственных бюджетах. В долг давали, чтобы инвестировать, а не покрывать текущие расходы. Бюджет в этом случае представляет собой двухэтажную конструкцию - налоги покрывают текущие расходы, а займы направляются на капитальные инвестиции. Тогда и возвращать заёмные деньги легче, поскольку они не лежат мёртвым грузом, а работают.
Вот взять бы пример с этого РФ сейчас...
Но главное - то, что получение помощи ставилось в зависимость от реформ, проводимых странами-получателями и служащих поощрению свободной торговли между европейскими странами. Экономист Барри Эйхенгрин, автор исследования плана Маршалла "История наиболее успешной программы проведения экономических реформ", писал, что благодаря плану Маршалла Европа (и весь капиталистический мир) избежали масштабного экономического кризиса, подобного тому, который поразил мировую экономику после окончания Первой Мировой войны.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||