«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 62% |
При этом они продолжают оставаться восточными обществами со своей этической системой. На какое-то время они даже могут в чём-то обогнать или превзойти Европу или Америку, поскольку в период "золотого века" таких обществ (когда худшие варианты поведения уже отброшены, а схлопывание ещё не зашло далеко) они могут быть очень эффективны. Однако этот расцвет со временем завершится так же, как и в прошлый раз - постепенным коллапсом, выход из которого может быть только кризисным.
Очевидно, что основной целью, признаваемой этими обществами, является стабильность. Прежде всего, здесь имеется в виду стабильность сложившихся отношений между людьми, их ясность и определенность. Зачастую такие общества достигают в этом отношении поразительных успехов.
Пример тому - Китай, где в результате тысячелетнего развития была выработана очень сложная система взаимоотношений между родителями и детьми, начальством и подчинёнными и т.д. и т.п. Все допустимые виды поведения были строго регламентированы, а недопустимые быстро пресекались. Только события последних двух столетий (европейская и японская оккупации и революция) смогли нарушить эту замкнутую систему.
В этом отношении действия Мао во время культурной революции (как бы отвратительно они не выглядели) действительно ломали устоявшиеся нормы поведения, создавая тем самым некоторый простор для будущего - так что название "культурной революции" эти акции имели вполне законно. В сочетании с европеизацией, также несущей новые модели поведения, всё это предотвратило схлопывание общества и обеспечило базу для нового расцвета, который уже начинается в Китае.
С учётом этого картина становится куда яснее. При этом Китай, как обладающий наибольшими ресурсами, смог продолжать именно социалистический путь развития (понятно, что с изменениями от изначального маоизма), а более мелкие страны, лишившись поддержки СССР, "продались" капитализму (об этом - далее).
Для азиатских стран социализм был не естественным социальным строем, а единственным вариантом выживания народа в условиях кризиса.
Азиаты консервативны и неравенство по происхождению и т.п. для них - естественный порядок. Даже там, где, казалось бы, уважение заслуживалось личными способностями (скажем, в Китае с древности можно было сдать экзамен и стать чиновником), отношение шло не к индивиду, а к должности как таковой. "Не человек красит место" - сентенция отнюдь не азиатская, на Востоке именно место красит человека.
Таким образом, анализируя социализм, реализованный в разных странах, подробно и тщательно разбирать азиатские варианты не имеет особого смысла. Поэтому будем рассматривать именно социалистические страны Европы (несколько особняком стоит Куба, но, при всём уважении, отдельно рассматривать её мы не будем, - лишь в контексте).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||