«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 47% |
Оглянулись ещё раз: где же искать, где бы найти новые, не исчерпавшие себя аналогии в реальной действительности? В Чили, Иране, Пакистане, Южной Африке? Слишком далеко...
В начале 1984 года, вроде бы вне всякой связи с Оруэллом, на английском телевидении родилась серия передач "Точная копия". Замысел заключался в том, чтобы "оживить" политическую карикатуру, срастив её с кукольной мультипликацией и разыгрывая на экране скетчи-комментарии на злобу дня. Вот один из самых первых сюжетов: Гитлер вовсе не умер, а живёт себе тихим старичком-пенсионером в пригороде Лондона. Выращивает розы, а иногда принимает гостей, лидеров кабинета, и, поправляя поседевшую чёлку, подаёт им советы. Является к старичку самолично госпожа премьер-министр и жалуется: ума не приложу, что делать с шахтёрами, совсем распоясались (был пик общенациональной забастовки угольщиков). "А что тут долго думать? - отвечает экс-диктатор, алчно клацая садовыми ножницами. - Всех в концлагерь!.." "Вот и я того же мнения", - отвечает мечтательно премьер.
Гипербола? Шарж? Разумеется. Но во всякой шутке должна быть доля правды, и хороший шарж обязан напоминать оригинал. Не столько совпадение дат, "предсказанной" и пришедшей, сколько действительность того времени внушала англичанам определённое беспокойство: что, если "пророчество" сбудется и мистическим образом претворится в жизнь?
Не сбылось: подмеченные телевизионными кукольниками тенденции развития не получили. Но воспользуемся удачной идеей и продолжим её за пределы экрана. В чистом виде "модель мира по Оруэллу" не осуществилась, к счастью для человечества, нигде. А её элементы?
Коротко о самой "модели". Герой романа Уинстон Смит служит в одном из верховных ведомств - "министерстве правды". На деле это министерство дезинформации, копирующее с зеркальной точностью геббельсовские приёмы, вплоть до переписывания и перепечатывания старых газет. Государственная машина включает в себя и три других министерства: "министерство мира", занятое ведением нескончаемых и зачастую вымышленных войн, "министерство изобилия", ведающее распределением скудных рационов, и главный двигатель машины, её сердце, - "министерство любви".
У "минлюба", как именуют это милейшее ведомство в оруэлловском Лондоне, тоже есть сердце - центр изощрённых пыток, известный под шифром "комната 101". Сюда и попадает Уинстон, как только вездесущая и всеведущая "полиция мыслей" устанавливает его "нелояльность". Здесь он и выслушивает приведённый выше красочный монолог. Герою "везёт": он покидает застенок живым, хотя и сломленным навсегда. Отныне он со слезами на глазах будет славить сапог, растоптавший его лицо и душу.
Пощадим читателя и ограничим свою задачу. Можно бы провести цепочку аналогий, исторических и современных, по профилю всех четырёх "министерств", но хватит и одного "минлюба". Кого записать в прототипы О'Брайена - Гиммлера, шефа гестапо Мюллера или кого-то ещё? Право, неважно: все претенденты отошли в мир иной и могут выяснить, кому принадлежит пальма первенства, в личной встрече на адской сковородке. Нас, всех нас, задевает сегодня иной вопрос: не кто прототипы, а кто наследники.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||