«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 46%


         Такова программа, гротескно бесчеловечная, которую выстраивает перед главным героем романа "1984" Уинстоном Смитом главный антигерой О'Брайен. Такова идеология нарисованного в романе общества, которую писатель окрестил "ангсоц" - английский социализм.
         Этому-то словечку и было суждено стать камнем преткновения на пути книг Оруэлла (даже не одной, а всех подряд) к советскому читателю. Именно за это словечко ухватились истолкователи, сначала западные, а затем и доморощенные, дружно позабыв, чья идеология называла себя в 30-40-е годы национал-социалистской. Напрасно сам Оруэлл перед смертью - она оказалась очень близка - возражал против поспешных, односторонних истолкований. Напрасно записал в своём дневнике: "Все мои серьёзные произведения после 1936 года направлены против тоталитаризма и в защиту демократического социализма, как я его понимаю". В какофонии "холодной войны" слабеющий голос автора просто не услышали.
         Год за годом роман обрастал мифами и комментариями к мифам, будто попал в систему кривых зеркал, где каждое последующее отражение уродливее предыдущего. Антифашист, борец за республиканскую Испанию был объявлен мракобесом, врагом прогресса, антикоммунистом и антисоветчиком. В одной из статей 70-х годов автору этих строк с трудом разрешили упомянуть о том, что Оруэлл был талантливым стилистом, - и то при условии, что мера похвалы будет снижена: вместо безусловного "талантливый" - снисходительное "неплохой".
         Ну а если отбросить мифы, разбить кривые зеркала? Тогда окажется, что читатели во всём мире посрамили истолкователей и зачитывались книгой не зря. Что она благополучно пережила все истолкования и запреты, пережила и испытание календарным 1984 годом, что для книги менее талантливой, менее значимой наверняка стало бы роковым. И что в современных условиях, в походе за подлинную социалистическую демократию, Оруэлл нам не враг, а явный союзник. Роман "1984" - жгучая сатира на тоталитарное общество любой природы, гневная отповедь антигуманизму, какие бы мундиры и мантии он ни примерял.
         Да, в романе есть страницы, которые можно без натяжки прочесть и как сатиру на социализм, но не на тот, о каком мечтали лучшие умы человечества, а на тот казарменный, подневольный строй, что был так мил "человеку с усами" - жизненному, а не книжному. Что же, спрашивается, ставить подобную "узнаваемость" в вину Оруэллу? А может быть, наоборот, - в заслугу?
         И ещё одно обнаружится, если отбросить мифы. Обнаружится как историческая закономерность. Ведь по серьёзному счёту Гитлер был в своей эпохе закономерностью, а Сталин, как ни кляни его, - лишь случайностью, гримасой истории. "Оруэлловеды", в этом надо отдать им должное, отказались от прежних своих построений почти в унисон. На подступах к реальному 1984 году они оглянулись окрест и осознали, что Советский Союз на роль "модели мира по Оруэллу" больше не подходит. Даже невзирая на мощную в то время риторику относительно "империи зла".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100