«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 76%


         Здесь не существовало никаких запретов. Это была Одесса с её неистребимым душком уголовного мира, воскрешавшим в памяти похождения бабелевского Бени Крика - короля одесских гангстеров.
         Правда, это была уже не та Одесса, какую мы знали в прошлом. Прежде всего это была Одесса без евреев, а они составляли в своё время очень большую часть населения этого черноморского порта, - они, армяне, греки и другие представители средиземноморских или около-средиземноморских народов.
         И всё же здесь по-прежнему можно было встретить одессита, который независимо от того, украинец он, русский или молдаванин, всегда прежде всего одессит, говорящий на собственном жаргоне, с характерными словечками и выражениями, а также с присущим только одесситу акцентом. Очевидно, многие из таких одесситов чувствовали себя как рыба в воде во внешне беспечной Одессе, какой она была при Антонеску, - с её ресторанами и "чёрным рынком", её домами терпимости и игорными притонами, клубами для игры в лото, кабаре и всеми другими атрибутами "европейской культуры".
         Здесь действовала сигуранца - румынская тайная полиция, ибо здесь было большевистское подполье (причём подполье буквальное, скрывавшееся в одесских катакомбах) и были евреи, многие тысячи которых потом сигуранца истребила. Но оккупационный (или, вернее, аннексионный) режим румын имел много других черт, отличавших его от немецкого оккупационного режима, следы которого я видел в таких городах, как Воронеж, Орёл или Харьков.
         Пока шансы держав "оси" на победу казались благоприятными, румыны намеревались превратить Одессу во второй, только более весёлый и беззаботный Бухарест. И дело заключалось не только в том, что они открыли здесь рестораны, магазины и игорные притоны и что Антонеску торжественно появлялся в бывшей царской ложе Одесской оперы, - здесь была предпринята также серьёзная попытка убедить население города, что оно является и останется частью населения "великой Румынии". В отличие от того, что делали в оккупированных городах немцы, румыны не закрыли ни университета, ни школ. Школьников заставляли изучать румынский язык, а студентов предупредили, что, если они в течение года не научатся говорить по-румынски, их исключат из университета (правда, после Сталинграда румыны больше не настаивали на этом). Они продолжали распространять румынский учебник географии, переведённый на русский язык, где доказывалось, что практически вся Южная Россия "с геополитической точки зрения" является частью Румынии и населена в основном потомками древних даков. Тем, кто мог доказать, что в его жилах течёт хоть капля молдаванской крови, были обещаны всевозможные привилегии; иметь бабушку-еврейку грозило серьёзными неприятностями, наличие предков-молдаван приравнивалось чуть ли не к обладанию дворянским титулом.
         Одна особенность отличала Одессу от городов, оккупированных немцами. Одесса была полна молодёжи. Это была счастливая случайность: румыны считали Транснистрию составной частью своей страны, а её жителей - будущими румынскими гражданами. Конечно, после Сталинграда они уже не были столь твёрдо уверены в том, что им удастся сохранить Одессу, но продолжали поддерживать эту фикцию. Потому-то подавляющее большинство одесских юношей и девушек не были угнаны ни в Германию, ни в какое-либо другое место. Не призывали молодых одесситов и в румынскую армию, поскольку, с точки зрения румын, на них абсолютно нельзя было положиться. Только в последние несколько недель оккупации, когда власть в городе перешла к немцам, небольшое число одесситов, которым просто не повезло, было всё же угнано в Германию; однако большинству молодёжи удалось избежать этого - отчасти благодаря советскому подполью.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100