«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 56%


         Но, несмотря на все эти усилия, в 1943 г. ещё ощущалась серьёзная нехватка угля, металла и электроэнергии. Хотя в 1943 г. темпы добычи угля на востоке значительно повысились, общая добыча угля по-прежнему сильно отставала от уровня 1941 г., составившего 166 млн. т {В 1943 г. крупнейшие угольные бассейны на востоке страны дали: Караганда - 9,7 млн. т (на 2,5 млн. т больше, чем в 1942 г.), Урал - 21 млн. т (на 5 млн. т больше, чем в 1942 г., и почти на 9 млн. т больше, чем в 1940 г.). Наконец, в Подмосковном угольном бассейне, с его крайне низкокачественным углем, было добыто, в 1943 г. 14 млн. т. После освобождения Донбасса полуразрушенные шахты давали в конце 1943 г. только 35 тыс. т угля в сутки; при таких показателях годовая добыча угля в Донбассе составила 11 млн. т.}.
         Очень невелики в 1943 г. были и нефтяные ресурсы; Майкоп был выведен из строя русскими при отступлении; Грозный с его нефтеперерабатывающей промышленностью сильно пострадал от немецких бомбёжек, а так как коммуникации в период битвы под Сталинградом оказались временно перерезаны, многие нефтяные скважины в Баку пришлось законсервировать. С другой стороны, прилагались огромные усилия к тому, чтобы в самые сжатые сроки создать на востоке страны "второй Баку".
         Недостаток угля приходилось покрывать (в особенности для транспорта и городского хозяйства) заменителями - торфом и дровами; в Москве тысячи рабочих, служащих и учащихся выезжали на лесозаготовки.
         Надо было спешно строить новые промышленные гиганты. Так, в 1942 г. в Челябинске была построена огромная новая электростанция для обеспечения электроэнергией десятков оборонных заводов в большом районе; в том же году на Магнитогорском металлургическом комбинате было закончено строительство новой гигантской доменной печи (знаменитой домны N град. 6 ). Советская машиностроительная промышленность, хотя и потеряла в результате оккупации немцами Украины и других районов половину своего производственного потенциала, к 1943 г. уже в основном преодолела стоявшие перед ней трудности {ИВОВСС, Т. 3. с. 161.}.
         Всё это имело решающее значение для советского военного производства. Прилагались величайшие усилия для того, чтобы создать военно-воздушные силы, превосходящие по своим боевым качествам немецкую люфтваффе; мрачные дни 1941 г., когда советские самолёты в большинстве своём были самоубийственно устаревшими, теперь уже были далеко позади. Основными типами самолётов, серийное производство которых началось в 1942 г., были штурмовики Ил-2 и тактические пикирующие бомбардировщики Пе-2, а также истребители Ла-5, которые были лучше истребителей "Мессершмитт-109", но уступали "Мессершмиттам-109-F" и "109-G". В 1943 г. был пущен в серийное производство самолёт Ла-5ФН, оказавшийся лучше любого немецкого истребителя, включая и "фоккевульф-190", а в мае началось серийное производство самолётов типа Як-9 с 37-миллиметровой пушкой, значительно превосходивших немецкие истребители с их 20-миллиметровой пушкой. Серийное производство бомбардировщиков Ту-2 началось в сентябре, а конструкция штурмовика Ил-2 непрерывно совершенствовалась; к концу года он превратился в двухместный самолёт с увеличившейся огневой мощью. Среднемесячное производство самолётов поднялось с 2100 в 1942 г. до 2900 в 1943 г., причём 2500 из них были боевые машины. Всего в 1943 г. было выпущено 35 тыс. самолётов - на 37% больше, чем в 1942 г., и 86% выпущенных машин составляли боевые самолёты. Особенно высоким был процент штурмовиков и истребителей. В самый разгар боёв летом 1943 г. ежемесячно выпускалось свыше тысячи самолётов типа Ил-2, или более трети всех выпускавшихся в стране самолётов.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100