«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%


         Интересно, что немцы рассуждали примерно так же; немецкая пропаганда стремилась внушить каждому солдату, что попасть в руки русских для него равносильно самоубийству: его либо тут же расстреляют, либо он умрёт медленной, мучительной смертью "в Сибири". Именно это мне говорили все немецкие пленные, которых мне довелось увидеть позднее в донских степях, в Сталинграде и в ходе многих боёв после Сталинграда, когда боязнь окружения превратилась для немецкой армии в наваждение и даже привела к некоторым неожиданным её отходам. Многие эсэсовцы тоже кончали с собой, чтобы не попасть в плен.
         Здесь стоит заглянуть немного дальше досталинградского этапа войны и внимательно рассмотреть стадии процесса, начавшегося сразу после падения Ростова. Меры, предпринятые в этот период, можно разбить на три группы. Во-первых, шла "внутренняя" шлифовка офицерского корпуса; она осуществлялась путём повышения в должностях и званиях многих молодых офицеров, проявивших в ходе войны высокую техническую подготовленность, и понижения или увольнения "старых служак"; прецедент уже был создан в 1941 г., когда с ключевых постов в армии сняли таких людей, как Ворошилов и Будённый. Во-вторых, происходила и "внешняя" шлифовка советского офицера - введена была более красивая форма с погонами и золотым галуном. В-третьих, был доведён до логического конца процесс чёткого разделения функций командира и комиссара, начавшийся вскоре после падения Ростова. 9 октября было наконец восстановлено единоначалие командира.
         Контраст между командиром нового и старого типа был ярко показан в пьесе Корнейчука "Фронт", на которой стоит остановиться несколько подробнее в связи с поднятой вокруг неё большой шумихой.
         Основная тема пьесы - конфликт между командующим фронтом, генералом Горловым и его подчинённым, генералом Огневым, командующим одной из армий этого фронта. Горлов - человек приятный, безусловно храбрый и прекрасно зарекомендовавший себя в Гражданскую войну, но совершенно непригодный для современной войны.
         Он более или менее добродушно прохаживается по адресу "специалистов" и с гордостью заявляет:
         "(Я)...никаких университетов не проходил. Воевать учился не в академиях, а в бою. Я не теоретик, а старый боевой конь". Секрет военного успеха кроется у него в личной храбрости. "...И побьём любого врага, - говорит он, - и не радиосвязью, а геройством, доблестью!" Его окружают угодливые, льстящие ему ничтожества; всё это люди, в которых нет ни грана горловской врождённой честности. Среди них мы видим начальника разведотдела, редактора фронтовой газеты, некоего военного корреспондента, начальника связи фронта. Все они обрисованы в острых сатирических тонах.
         Центральной фигурой в противоположном лагере является Огнев, молодой генерал, в совершенстве владеющий методами ведения современной войны. Его поддерживает брат Горлова, директор крупного авиазавода, перед ним преклоняется сын самого Горлова. В штабе Горлова царит атмосфера полной беспечности, нередко устраиваются шумные ужины с тостами и хвастливыми речами. Огневу всё это внушает отвращение, а брат Горлова, прибывший в инспекционную поездку из Москвы, ошеломлён всем увиденным и сообщает потом в Москву о том, что его брат совершенно не справляется со своими обязанностями. Центральное место в пьесе занимает столкновение двух школ в связи с операцией, которую Горлов полностью проваливает. Положение в конце концов спасает, хотя и дорогой ценой, Огнев с его гораздо более ясным пониманием замыслов немецкого командования и значительно более чёткой организацией.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100