«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 37% |
"Конечно, надо понимать, что представленный пассаж настолько же невозможен, насколько смешон. Но это не мешает мнению, что основой этой истории может быть достоверная битва между людьми возвышенной натуры и карликами. Чрезмерное число последних и простота, с которой герой разбрасывает их туда-сюда, являются просто прикрасами древних рассказчиков".
Что касается невозможности передавать это сказание на протяжении 15 веков и быть, однако, историческим, Мак-Ричи говорит:
"Надо помнить о том, что устный пересказ истории и генеалогии со всем надлежащим вниманием к языку и деталям - это целая наука среди народов, говорящих на гэльском".
Но тогда, что же стало с расой карликов? По мнению Мак-Ричи, примерно в VI в. карлики были уничтожены или спрятались, когда Коломба и его последователи вели религиозные войны против "picts". Он говорит, что тогда же ирландцы тоже объединили свои усилия против этих народов на севере Ирландии. И когда новые хозяева испытывали чувство вины по отношению к своим древним врагам, людей начали будоражить слухи о фантомах "picts", которые продолжали скитаться по стране. И это понемногу привело к эльфам и феям.
Эта теория, на которую ссылаются в основном как на "теорию о пигмеях", не становится, однако, более приемлемой после доказательств, которые историки собрали о picts.
Имя "picti" (по мнению Венвригта) появилось сначала в 297 г. нашей эры и с этого времени обозначало все народы, которые жили на севере Mur Antonin и которые не были шотландцами. В начале тысячелетия, по-видимому, были предшественники "picts", которые формировали различные группы, называвшиеся "proto-picts". Не могли ли пигмеи Мак-Ричи фигурировать среди "proto-picts"? Венвригт дает следующее толкование отрывку, извлеченному из "Истории Норвегии", на которую мы ссылались ранее:
"Эти районы сначала были населены "picts" и "рарае". "Раса picts" ростом не превышала расу пигмеев; они творили чудеса и утром, и вечером, строя окруженные стенами города; но в середине дня они полностью теряли силу и от страха прятались в маленьких подземных домах".
Венвригт комментирует:
"История интересна тем, что собирает "picts", подземелья и иногда башни, объясняя всеобщую веру в то, что "picts" были народом пигмеев, и показывая нам первый пример совершаемой ошибки, когда говорят дома "picts", подземелья "picts" и башни "picts".
Можем ли мы предположить, что среди "proto-picts" были карлики, которых ошибочно считали коренными жителями? Тогда откуда же они пришли? Теория Мак-Ричи не дает нам ничего, кроме путаницы, и заставляет нас констатировать его затруднительное положение, когда он отмечает, что фенлендеры были не просто карликами, но к тому же и черными карликами.
Как мне представляется, нам, по крайней мере, удалось установить, что эти вопросы не сумели разрешить ученые всех эпох. Мнение Хартланда на тему подобных созданий не расходится с мнением Мак-Ричи: "Более чем возможно, что характерные черты, относящиеся к странным расам, приписывались мифическим существам в кельтских суевериях".
Вентц в своем заключении относительно дискусси про теорию о пигмеях (он отбрасывает ее, так же, как Хартланд) отмечает, что все проблемы происхождения веры в фей являются неразрешимыми, потому что эта вера глобальна и не ограничивается только лишь кельтскими странами. Точно так же А. Ленг в своем толковании книги Кирка (1922 г.) заявляет: "По-моему, подземные жители из книги господина Кирка являются не только традиционным воспоминанием о реальной расе карликов, живущих в подземельях, но и скрытым напоминанием о каких-то предках".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||