«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 84%


         Присмотримся же к творчеству нашего увенчанного электролаврами ибанько. Передо мной книга 2005 года издания "Холодный май", любезно предоставленная издателем. Объявленный тираж 1000 экземпляров, фактический - 200. Остальное допечатают, когда появится спрос; в издательстве "Геликон" работают оптимисты.
         Творчество А. С. Кушнера хорошо знакомо читателю "толстых" журналов - "Звезды", "Знамени", "Нового мира", - в которых он печатает всё до последней строчки. Бывает, и не по одному разу. Правда, у "толстых" журналов нет читателя, поэтому мы будем исходить из разумного предположения, что творчество Кушнера публике неизвестно. Многое ли она теряет? Не столько нездоровый интерес геронтолога и геронтофоба, сколько здравый профессионализм критика заставил меня прочесть "Холодный май" от корки до корки.
         Общее впечатление - невнятное и занудное старческое бормотанье. Невнятное синтаксически и занудное тематически. Как и прежде, ибанько не ждёт вдохновения: он высасывает из пальца какую-нибудь сугубо прозаическую, чаще всего пошлую и в любом случае откровенно ничтожную, мысль и кое-как укладывает её в несколько четверостиший или шестистиший. Рифмовать становится всё труднее - и, наряду с хоть плохонькими, но всё же хоть в какой-то мере поэтическими строчками, в ход идёт позорная, как торчащие из-под штанов кальсоны, подрифмовка.


         Через сад с его клёнами старыми,
         Мимо жимолости и сирени
         В одиночку идите и парами,
         Дорогие, любимые тени.
         Распушились листочки весенние,
         Словно по Достоевскому, клейки.
         Пусть один из вас сердцебиение
         Переждёт на садовой скамейке.


         Нашему ибанько потребовалось зарифмовать скамейку. В старую голову ничего не лезет, кроме нелепого и безграмотного клЕйки (правильно: клейкИ). Для куль-турки присочинил Достоевского, о листочках, тем более о клейких листочках не написавшего ни слова. Не говоря уж о том, что назвать лист клейким можно только если на него сядешь (например, в бане), а весенние листья не облетают. Да и жимолость с сиренью (подрифмовка к "тени") зацветают в разных садах и уж в любом случае - в разное время. А ведь, скорее всего, строка Словно по Достоевскому, клейки родилась в творческих муках - и в черновиках Поэта тонкий исследователь (о Кушнере пишут Арьев и Роднянская - но раз речь идёт о древесной флоре, пусть этим критиком окажется Леонид Дубшан) наверняка найдёт варианты: На ветвях голосят канарейки и Отдыхают за книгой еврейки. Строго говоря, из отдыхающих за книгой евреек и родились клейкие, словно по Достоевскому, листочки, потому что еврейки отдыхают за "Преступлением и наказанием". А всё для того, чтобы зарифмовать скамейку. Ну и чтобы на свой лад воссоздать пастернаковскую интонацию: Карузо певец так себе! А что, вы слышали Карузо? Нет, но Рабинович напел мне весь его репертуар!

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100