«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 40%


         Разгорается небольшая войнушка. Трое беглецов под началом сельского старосты уничтожают всех местных полицаев, на равных сражаются с полуротой вермахта (в этом бою героически гибнет Лившиц), после чего убивают наконец полицмейстера. Ступке хочется заодно застрелить и политрука (сталинскую сволочь, так сказать, да и разового любовника собственной сожительницы), но в предпоследний момент становится западло - и он просто-напросто прогоняет Гармаша. На фронт! А в последний - говорит сыну: "Иди защищай Родину!" Жалко, Никита Михалков не дружит (ещё не дружит) с политиком Дмитрием Рогозиным - не то бы они на этом месте расплакались в дважды три ручья.
         Дмитрий Месхиев - режиссёр, несомненно, талантливый, но очень неровный. Фильм "Свои" (пусть и удостоенный Гран-при) для художника его уровня очевидный - и позорный - провал. Провал художественный (ничто, кроме игры Ступки, не выдерживает критики), провал этический (спекуляция на теме войны в примитивно-перестроечном её понимании) и провал прагматический (если не считать Гран-при самоцелью): Месхиеву захотелось поведать новую правду, а поведал он вместо этого старую ложь.
         Эстетика фильма восходит к "Эдипу-царю" Пазолини, чернушкой "Окраине" десятилетней давности и псевдовоенным фильмам двух Германов - старшенького и младшенького, хотя "Проверка на дорогах" сделана куда крепче, достоверней и, не в последнюю очередь, чище. Пафос "Так о войне раньше не снимали!" оказывается ошибочным сразу в обоих изводах: не снимали, потому что не умели, и не снимали, потому что запрещали (вариант: клали картину на "полку").
         Умели - лучше: Лариса Шепитько с "Восхождением" или Жалакявичюс с "Никто не хотел умирать". Запрещали? Но ленту, в финале которой гитлеровский староста, истребив полроты захватчиков, велит сыну идти сражаться за Родину и дальше (в Красную армию, естественно), выпустил бы в широкий прокат и пресловутый Ермаш. Вырезав политрука или, вернее, велев переделать его в снабженцы - что правда, то правда. Но так оно, может, вышло бы и впрямь убедительнее.
         Кино бывает фестивальным или жанровым - по идее. Первое берёт призы, второе - собирает в прокате миллионы. Гран-при михалковского фестиваля фильм "Свои" уже взял и теперь выходит в широкий прокат. Выходит в прокат невсамделишный - в широкий прокат при пустых залах. Но и премию он получил, мягко говоря, ненастоящую. Настоящей на том фестивале, и на недавнем скандальном съезде, да и в фильме "Сибирский цирюльник", если уж на то пошло, была только чёрная икра - потому что не из Астрахани, а из Ирана.
         Да и иранское кино на международной арене уже несколько лет как берёт верх над российским. Зато на берегах Десны и Тосны гвардейцы наши победоносны: иначе говоря, наши кинематографические Де Тревили и Д'Артаньяны побеждать умеют только своих. Поэтому (и чтобы не заканчивать статью на минорной ноте) название нового фильма Месхиева следует признать бесспорной удачей. Имеющей, кстати (удача, как и само название), солидную предысторию.
         2004

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100