«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 41% |
Главное литературное событие ноября 2005-го - полный и окончательный запрет НБП. Почему литературное, а не политическое? Потому что политики у нас нет, не было и в обозримом будущем не предвидится. А почему главное? Потому что и литературная наша жизнь событиями небогата.
Партия эта, запрещённая или нет, имеет сугубо литературное происхождение. И не только потому, что её отцом-основателем и бессменным руководителем является знаменитый писатель. По сути дела, НБП - литературный проект, в основу которого положены "Семнадцать мгновений весны", сочинения Камю и Сартра, публицистика Льва Троцкого (первоклассный, кстати, был литератор!), мемуары Че, стихи Мао, блюзовые речитативы Натальи Медведевой, харьковская полемика Лимонова с Милославским и, естественно, Фёдор Михайлович Достоевский. "Бесы"!
Великий этот роман имеет уникальное свойство: разя всякий раз без промаха, он каждые десять лет избирает себе новую жертву. По замыслу Достоевского, это террористы-нигилисты (народовольцы) и, во вторую очередь, прекраснодушные болтуны-либералы потом роман запретили как антисоветский, потом - уже в застойную пору - будущие антикоммунисты Карякин ("Россия, ты сдурела!") с Сараскиной мастерски перевели стрелки на маоистов, а в перестройку - они же - сперва на Сталина и в конце концов всё-таки - на дедушку Ильича с актуальным тогда намёком на Хасбулатова. Но конец концов (он же полный абзац) настал в историческом времени, а вовсе не в литературном. И жизнь романа "Бесы" продолжается!
Можно, конечно, порассуждать на тему о том, на кого сильнее смахивает "Эдичка" - на Ставрогина или на Верховенского-младшего (а если на Верховенского, то кого же нам записать в Ставрогины - уж не самого ли Солженицына?), но это будет беспредметный разговор. Куда полезнее перечитать "Бесов" как сатирическую энциклопедию отечественного бесовства, которое совершенно не обязательно имеет революционный, террористический или нигилистический характер.
Сегодня "Бесы" - это роман о растленной, коррумпированной и недееспособной власти. И вместе с тем - о власти на редкость самодовольной (хотя внутренне не уверенной в себе) и падкой на лесть, на чём её, собственно, и подлавливает Петруша Верховенский. О власти тупой, дикой и невежественной, но изо всех неуклюжих сил пытающейся прослыть просвещённой. О власти, на губернском уровне функционирующей в двух ипостасях - как административная и как олигархическая (потому что чем не олигарх - богатая городская помещица, держащая в вечном услужении говорливого либерала?). Плюс продажная полиция, плюс выполняющий "заказы" криминалитет. И только в последнюю очередь революционеры-подпольщики - или, по Достоевскому, собственно бесы. Бесы, порождаемые совокупным бесовством элит.
Я совершенно запутался, признаётся один из персонажей романа. Начав со всеобщей свободы, я прихожу к поголовному рабству. Хотел как лучше, а получилось у него как всегда.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||