«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 48% |
Гувер, отрицая это, говорил, что агенты ФБР имеют давние инструкции не вести никакой деятельности на территории Конгресса. Даже если они будут преследовать преступника и тот скроется на Капитолийском холме, им придется прекратить преследование, разглагольствовал Гувер. Однако в ходе судебного разбирательства выяснилось, что один агент, расследовавший дело о коррупции, записал разговор в офисе сенатора Хирама Фонга с помощью потайного устройства. С такой же миссией в офис конгрессмена Джона Дауди был заслан осведомитель, и ФБР с одобрения Гувера записало несколько разговоров между Дауди и осведомителем.
По свидетельству специалиста по электронике Бернарда Спиндела, установка "жучков" на Капитолийском холме была в середине шестидесятых годов делом обыденным.
В 1965 году, проверяя телефон одного конгрессмена, он обнаружил подслушивающее устройство, установленное в АТС Конгресса. Затем с помощью детектора он пошел по многожильному кабелю, подсоединенному к кабелю, идущему в обе палаты Конгресса и их залы заседаний. Этот "лишний" кабель заканчивался в старом здании компании "ЭССО" N261 на авеню Конституции, в помещении, снятом министерством юстиции.
- Я мог подслушивать по этому кабелю разговоры сенаторов и конгрессменов, - вспоминал напарник Спиндела Эрл Джейкокс, - и он не служил для передачи их звонков, то есть они не должны были бы проходить по нему. Побеседовав со служащими телефонной компании, мы поняли, что этот кабель был проложен по указанию ФБР.
Спиндел должен был давать показания о всем этом подкомитету Сената по нарушениям неприкосновенности частной жизни, председателем которого был сенатор Эдвард Лонг, демократ от штата Миссури. Затем накануне слушаний Спиндела известили, что сенатор Лонг достиг взаимопонимания с ФБР насчет его показаний, то есть Спиндел не должен был с трибуны, публично, вещать об операциях ФБР. Когда Спиндел все равно попытался поднять эту тему, Лонг тут же успокоил его.
- Мы не будем, - сказал он, - вдаваться в эти подробности.
Как объяснил позднее главный советник Лонга Бернард Ферстенвальд, причина была в том, что ФБР шантажом принудило сенатора спустить это дело на тормозах.
В течение восьми лет в шестидесятых годах Лонг боролся с тем, что он называл "монстром, сующим нос в чужие дела", посягательством на неприкосновенность частной жизни граждан со стороны тех, кто подслушивал телефонные разговоры, устанавливал "жучки" и перлюстрировал чужую корреспонденцию. Он также хотел, чтобы граждане получили доступ к информации, которую на них собрало правительство.
В 1963 году, будучи председателем юридического подкомитета, Лонг начал проверять, насколько эффективно работают правительственные учреждения. До крайности изумленный открытием, что государственные ведомства тратят каждый год двадцать миллионов долларов на закупку подслушивающей техники, он приказал провести расследование. В результате начались слушания, которые тянулись более трех лет и привели карьеру сенатора к краху.
Когда Лонг решил провести слушания специально о ФБР, Гувер пришел в неописуемую ярость.
- Нужно было оказать давление таким образом, - заявил один из советников директора, - чтобы задеть личные интересы сенатора Лонга, а не припутывать к этому какую-либо идеологическую базу.
Несколько лет спустя Ферстенвальд рассказал о том, что произошло в 1966 году, и заверил свои показания у нотариуса.
- ФБР, - говорил Ферстенвальд, - знало, что его методы станут темой следующих слушаний комитета. Человек Гувера, его помощник Карта Делоуч, договорился о встрече с Лонгом и пришел к нему в кабинет вместе с другим агентом. Они никогда не ходят поодиночке. Лонг приказал мне присутствовать при этом разговоре, возможно, потому, что он ожидал, что дело коснется нашего расследования деятельности ФБР. У них с собой была папка, и Делоуч сказал что-то вроде: "Сенатор, думаю, что вам стоит прочитать досье, которое имеется на вас, вы знаете, что мы никогда не пустим его в ход, потому что вы относитесь к числу наших друзей. Однако никогда не угадаешь, как могут поступить беспринципные люди. Мы просто подумали, что вам следует знать, что за материал может распространиться и нанести вам ущерб". Они подали ему папку, довольно тонкую, насколько я припоминаю. И Лонг сидел и читал. Ему хватило пары минут. Затем он закрыл папку, поблагодарил их, и они ушли. Я уже понял, что сейчас нам прикажут прекратить расследование по ФБР и перейти к другому ведомству. Чтобы, как говорится, не потерять лица, мы провели потом слушания, но ничего серьезного не было, никакого подслушивания или чего-либо в том же духе.
Главным посредником между Гувером и сенатором Лонгом был Делоуч, который отрицал утверждения Ферстенвальда. Вот что он написал об одном визите к Лонгу:
"Я спросил его напрямую, намеревается ли он проводить слушания, касающиеся ФБР. Лонг ответил отрицательно. Я поинтересовался у него, не мог бы он пообещать нам, что никоим образом не будет ставить ФБР в неловкое положение. Сенатор сказал, что готов сделать это... Подытоживая нашу беседу, я сказал сенатору Лонгу, что если я понял его верно, то с этого момента он берет на себя обязательство не причинять в дальнейшем ФБР никакого беспокойства. Он ответил, что я правильно его понял и что мы в этом отношении можем положиться на его слово... Он заявил, что, завершая слушания, хотел привести ФБР как блестящий образец для подражания всем остальным ведомствам.
- Для нас было важно, - писал Делоуч, - и дальше поддерживать контакт с сенатором Лонгом ввиду его переменчивого характера. Хотя мы и нейтрализовали угрозу со стороны комитета Лонга, определенные опасности еще оставались. Поэтому мы должны все время в этой ситуации быть на высоте.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||