«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 83% |
"По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда всё будет в порядке, - в противном случае неизбежна война". И.В. Сталин о фултонской речи Черчилля [186]
Вы никогда не задумывались, почему многие товары в наших магазинах стоят так дёшево? Не дорого, а именно дёшево. О ней, о дороговизне, мы вспоминаем, каждый раз заправляя машину бензином или соляркой и просто проходя вдоль полок с колбасой, молоком и мясом. Дорожают подсолнечное масло, крупы, хлеб. Растут цены на недвижимость, увеличиваются ценники на автомобили и меха. Обо всём этом с затаённой радостью или с притворной тревогой сообщают ведущие телевизионных и радиопрограмм. О повышении тарифов с готовностью пишут газеты, его неизбежность убедительно объясняют депутаты и министры.
Но есть в наших магазинах огромная группа товаров, цена на которую совершенно не меняется. Или даже наоборот - эти товары постоянно дешевеют. Об этом газеты писать не любят, самим слушателям этот феномен также малоинтересен. Ведь речь идёт в основном о предметах, не играющих в нашей повседневной жизни главенствующей роли. Между тем, если задуматься, из странной ситуации, когда в ходе всеобщего подорожания дорожает вовсе не всё, можно сделать весьма любопытные выводы.
Для начала назовём эту таинственную группу товаров одним ёмким словом - хлам. Чепуха, ненужные вещи - как вам больше нравится. Встретить их можно повсеместно, такими товарами заполнены лотки ещё сохранившихся вещевых рынков, они встретят вас на входе в большие гипермаркеты. Именно в этих местах вы можете купить что-то за сущие копейки. Практически бесплатно по нынешним меркам. Что это такое? Свечи за десять рублей, электронные наручные часы за двадцать пять, штампованные рамки для фотографий, наборы пластиковой посуды, невероятно дешёвые бейсболки и трикотаж, фломастеры и карандаши, новогодние гирлянды и колпачки а ля Санта-Клаус В этих вещах просто утопают современные гигантские магазины, ими радостно торгуют лоточники и сельские райпо. Потому что вся эта ненужная и, скорее всего, некачественная продукция стоит очень, просто очень дёшево. Именно поэтому её любят продавцы, именно поэтому её берут покупатели.
И вправду, чего же не взять, может, и не очень красивые и нужные, но действительно кожаные перчатки всего за сто рублей или керамическую кружку грубой работы за пятнадцать. Не понравится - выкинешь, убыток небольшой. Точнее говоря, вообще его не будет, потерю 15-30 рублей современный посетитель гипермаркета даже не заметит. Нас же во всей этой истории интересует экономика, а не изучение поведения посетителя магазина. Поэтому и вопрос будет чисто экономический: а почему весь этот хлам стоит так дёшево?
Потому что хлам и есть, будет нам ответ. Как же ещё его продать? Кому он нужен за большие деньги? Конечно, ерунда за дорого никому не нужна. Но это не объяснение, а пожелание. Нам же важно понять, почему эти гирлянды и фломастеры часто стоят дешевле, чем может себе представить современный человек. Ну, как пачка из 10 фломастеров, которые ещё и рисуют (!), может продаваться в магазине за 8 рублей? Для нас и тут готов ответ: фломастеры сделаны в Китае. И это снова не ответ, а небольшой урок географии. Что с того, что пачка цветных пластмассовых фломастеров приехала в Москву или Казань из Китая? Разве в Китае фломастеры растут на деревьях? Разве их не надо изготовить, а для этого построить завод, купить оборудование, пластик, красящие вещества, нанять рабочих и инженеров?
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||