«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%


         Вроде бы ничего страшного. Надо перевести флот в русские порты - переведём, отчего же нет. Но так кажется только на первый взгляд. Снова вступает в дело флотская специфика.
         Во-первых, корабли плавают по воде, во-вторых, пристать к берегу они могут только в строго отведённых для этого местах. Количество таких мест невероятно мало и называется портами. Но для стоянок целого флота, включающего огромные суперсовременные дредноуты, подходит и не каждый порт. В результате, подписав Брестский мир, никто не удосужился посмотреть, а куда, в какие русские порты корабли можно перебазировать.
         Собственно говоря, и раньше количество стоянок русского флота на Балтике было минимально: Ревель (Таллин), Гельсингфорс (Хельсинки) и Кронштадт. Всё, больше нигде не было соответствующей инфраструктуры, должной глубины и других вещей, необходимых для размещения кораблей. Подписав Брестский мир, Россия признавала независимость Финляндии и отторжение Эстонии. Следовательно, для базирования Балтийского флота оставался только один русский порт - Кронштадт. Начались скитания русских кораблей. Сначала немцы заняли Ревель. Часть флота, расположенная там, перебазировалась в Гельсингфорс, пройдя сквозь льды. Но нахождение в финской столице проблемы не решало, а лишь откладывало её решение на пару недель. Финляндия ведь тоже стала независимой. К тому же именно в этот момент немцы откликнулись на просьбу "белого" финского правительства, оказав ему помощь в борьбе с "красными" финнами. 5 марта 1918 года германцы высадили десант, начав продвижение вглубь северной страны. Теперь положение Балтийского флота стало совсем печальным. Белофинны и немцы, заканчивая уничтожение финской Красной гвардии, приближались к местам стоянки кораблей. И вот командующий германской эскадрой предъявил ультимативное требование, чтобы весь русский флот, стоявший в Гельсингфорсе, был передан немцам до 31 марта.
         Удивляться наглости Берлина не стоит. После заключения Брестского мира Германия последовательно шантажирует большевиков, выставляя им новые и новые требования. Немцев можно понять - чувствуя военную беспомощность ленинского руководства, они торопятся получить от России как можно больше. В погоне за ощутимой выгодой германское руководство упускает из виду одну важную деталь. Кризисы в отношениях с Россией, спровоцированные ими же самими, не дают немцам возможности резко и быстро вывести войска с Восточного фронта на Западный. Это приводит к обесцениванию преимуществ, полученных Германией путём соглашения с большевиками. На это и рассчитывали "союзники", когда заключали с немцами "джентльменское" соглашение о заброске группы Ленина в Россию.
         Следуя букве договора с Германией, флот следовало немедленно перевести в чисто русский порт, в Кронштадт. Однако сделать это было невозможно ввиду сложной ледовой обстановки. Именно так "считали" в большевистской верхушке. Несколькими днями ранее часть русских кораблей уже успешно прорвалась через льды из Ревеля в Гельсингфорс и тем самым показала, что такой переход возможен. Но большевистское руководство не приказывает флоту перебазироваться из Гельсингфорса в Кронштадт, через те же, уже ими преодолённые льды и торосы. Почему? Потому что думают Ленин и Троцкий не о спасении кораблей. Германия требует оставить корабли в Гельсингфорсе, возможно намереваясь их захватить. В то же самое время представители Антанты требуют не допустить захвата кораблей немцами. Надо выполнить два взаимоисключающих "приказа", и от этого зависит судьба пролетарской революции. Вот Ленин с Троцким и ищут вариант, удовлетворяющий требования "союзной" Сциллы и германской Харибды, а не решение, которое позволит спасти флот для России!

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100