«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 44%


         Россия начала строительство дредноутов позднее других держав, поэтому на начало мировой войны в строю не было ещё ни одного корабля. Но на разных стадиях постройки их было двенадцать. В 1917 году последние из русских дредноутов должны были встать в строй. Судьба распорядилась иначе. К концу Гражданской войны в России их осталось всего четыре, и из них лишь три в жалком, но боеспособном состоянии. Снимем шапки, вспомним погибшие русские корабли и зададим один резонный вопрос: а с чего это вдруг напал на них такой мор? Разве проиграл русский флот генеральное морское сражение, такое как Цусима в Русско-японской войне? Нет, не проиграл. Просто потому, что такого сражения для нашего флота в Первой мировой войне не было. Откуда же такие большие потери?
         Ни один из русских кораблей-титанов не погиб в бою, как и подобает настоящему военному судну. Все они стали жертвами случившейся в России смуты. Самые новейшие и мощнейшие корабли-сверхдредноуты "Измаил", "Кинбурн", "Бородино" и "Наварин" так и не "родились", будучи ликвидированными ещё в "утробе" судоверфи. А какими красавцами они должны были стать! На них предполагалось установить наиболее мощное по тем временам артиллерийское и зенитное вооружение. Но не получилось. И не стоит винить в гибели кораблей одних только большевиков. Ликвидацию флота начало ещё Временное правительство. Летом 1916 года морское министерство надеялось на ввод первенца серии "Измаила" в строй осенью следующего, то есть 1917 года. Но как только монархия в России пала, правительство "новой свободной России" сразу перенесло срок готовности башен "Измаила" на конец 1919 года, а остальных кораблей на 1920-й. Затем деньги от правительства Керенского перестали поступать совсем. Большевикам боевые корабли были нужны ещё меньше, чем "временщикам". Постановлением от 19 июля 1922 года недостроенных мастодонтов исключили из списков флота, а затем постановлением Госплана в мае следующего года разрешили их продажу за границу. Корабли приобрела "в целом виде" германская фирма "Альфред Кубац", чтобы уже в своих доках разрезать на металл...
         Остальные русские дредноуты были ликвидированы с использованием целого арсенала политических средств. Предательство, подкуп, ложь, клевета - всему этому нашлось место в короткой истории уничтожения наших кораблей. Но точно также в этой короткой эпопее нашлись и герои, положившие свою жизнь за русский флот!
         Но всё по порядку. Основные силы наших кораблей перед Первой мировой войной были сосредоточены в Балтийском и Чёрном море. На первом этапе войны русский флот в Балтийском море получил чисто оборонительную задачу защиты Рижского и Ботнического заливов от вторжения противника. Немцы также держались пассивно, поэтому потери обеих сторон были минимальны. В 1915 году с появлением в своих рядах дредноутов "Севастополь", "Полтава", "Петропавловск" и "Гангут" русский флот уже мог вести себя активнее, но он был прочно "закупорен" германцами в своих водах. Однако в связи с немецким наступлением его действия становились более напряжёнными: корабли стали поддерживать сухопутные войска. В 1916 году на коммуникациях противника появились семь наших новых подводных лодок типа "Барс", а также английские субмарины, присланные британскими "союзниками". Осенью немецкие корабли попытались прорваться в Финский залив и потеряли на нашем минном заграждении 7 (!) новейших миноносцев. Наши потери составили 2 эскадренных миноносца и 1 подводную лодку. Как видим, до начала русской смуты никаких катастрофических поражений русский Балтийский флот не понёс. Свои задачи он выполнял, а потери немцев при этом даже превосходили наши.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100