«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 4% |
И так продолжалось на протяжении 6-7 лет! Экономика США росла, ВВП увеличивался, все были довольны. Огромная масса людей была не только при деле, но и зарабатывала большие деньги, не производя ровным счётом ничего. Вся эта долговая пирамида держалась лишь на постоянном росте цены на недвижимость, которая давала возможность привлекать на рынок ипотеки все новых игроков с новыми финансовыми ресурсами.
Банки, серьёзные солидные организации с многолетней, некоторые с многовековой, историей стали играть в одну и ту же азартную игру. Называется она "отдай кому попало как можно больше своих денег". Следствием этого стали забитые почтовые ящики американцев. Только там лежали не рекламные проспекты ближайших супермаркетов, а толстые конверты с договорами с банковскими организациями. В каждом конверте находилась кредитная карточка. Для её активации не требовалось ровным счётом ничего. Нужно было просто её взять и начать ею платить, тогда договор с банком считался заключённым. По сути, по почте рассылались самые настоящие деньги, рассылались бездумно, массовым тиражом, всем подряд. Где в истории человечества вы видели такое? Мой знакомый, живущий в США, рассказывал, что у него появилась новая, неведомая ранее проблема: разрезать ножницами полученные по почте кредитные карты, чтобы, не дай бог, кто-то из членов семьи не вздумал ею воспользоваться. Это царство абсурда докатилось и до России: один наиболее "продвинутый" отечественный банк тоже начал рассылать кредитки по почте. Но наши масштабы с американскими, слава богу, были несравнимы.
Итог такой почтовой активности закономерен: массовые невыплаты долгов по кредитным картам. Согласно данным ФРС США, совокупный "пластиковый долг" американцев на начало ноября 2008 года составил порядка $950 млрд. [13] Сумма огромная, и она будет ещё возрастать - ввиду роста объёма неплатежей увеличивается размер процента по овердрафту, то есть перерасходу средств на счёте, что, в конечном итоге, снова оборачивается ростом неплатежей. По данным агентства "Мудис" (Moody's), [14] доля невозвратных карточных кредитов возросла за период с августа 2007 года по август 2008 года с 4,61 до 6,82 %, то есть рост её составил 48 %. В случае роста безработицы списания по кредитным картам могут принять "поистине исторические масштабы". [15]
Ни один аналитик не забил тревогу, ни один экономист не разъяснил банкирам губительность их поступков. Неужели все они круглые идиоты и не понимают очевидной для любого здравомыслящего человека истины, что все это просто не могло закончиться добром? Неужели американские банкиры не понимали очевидных для нас с вами вещей? Все они понимали. Но был у них один спасательный круг, одна мысль, которая успокаивала нервную дрожь. Случись что плохое - всегда можно перекредитоваться.
Запомним одну очень важную мысль: главным условием ипотечной и карточной вакханалии было дешёвое и доступное получение кредитов. Причём не столько для физических лиц, сколько для самих ипотечных и кредитных организаций.
Осознав причину детской беззаботности работников американской ипотеки, мы легко поймём такую же странную инфантильность игроков американской биржи. Потому что причина эта одна и та же. Но сначала давайте разберёмся, что же такое акция. Это ценная бумага, свидетельствующая о внесении средств на развитие акционерного общества или предприятия и дающая её владельцу право на получение части прибыли акционерного общества (предприятия) в виде дивидендов. Такое определение вы можете прочитать в учебниках. И такой акция была на заре становления капитализма. Логика была очень простая: для развития бизнеса нужны средства. Их давал инвестор, получая за это долю в предприятии, которая обозначалась количеством акций. При этом главным мотивом вложения денег в акции был доход, который они приносили своему владельцу, - дивиденды. По сути, кто-то умный и находчивый, придумавший акции и акционерный капитал, нашёл альтернативу банковскому вкладу. Вкладываешь деньги - живёшь на дивиденды, которые при бурном развитии экономики в XVIII и XIX веках могли быть более выгодными, чем проценты от помещённых в банк средств. Для предприятия такая схема была тоже удобна: выпуская и продавая свои акции, владелец бизнеса привлекал необходимые для расширения средства, при плохом развитии событий можно было сократить дивиденды, а то и не выплачивать их совсем. В случае банковского кредита выплата оговорённого процента была бы обязательной, поэтому выпуск акций привлекал все большее количество компаний.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||