«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 48%

Переплёты


         Книги московской либереи тех счастливцев, которые её откроют, поразят, между прочим, своими переплётами. Переплётное искусство вообще совершенствовалось медленно.
         Книги из западной Греции доставлялись в царские и монастырские книгохранилища, вероятно, переплетёнными. Переплёты, дощатые или кожаные, могли служить у нас образцами. Доски, служащие для тиснения, были сделаны русскими мастерами.
         По введении книгопечатания в России явились переплётчики. Значительная часть книг, например, Филарета Никитича {Романов Филарет Никитич (ок. 1554/1555-1633) - русский патриарх, отец царя Михаила Фёдоровича} (163 экз.) была в переплётах дощатых и в коже, обыкновенно красной, иногда белой. Есть много в сафьяне лазоревом, выбиваны золотом {"...выбиваны золотом" - речь идёт об украшении переплёта тончайшими золотыми листочками, что придавало им вид золотых.}.
         Были также обтянутые рыжими тканями, бархатом и оболоченные камкою {Камка - шёлковая цветная ткань с разными узорами.} вишнёвою или "учажком золотным по тасиной земле" {":по таусиной земле" - т. е. по тёмно-синему фону (основе).}, один потребник значится обогнутым в хартею {Хартея - в переводе с греческого "мех", "кожа", т. е. пергамент.}.
         В пергамент переплетали книги в Европе преимущественно в ХVI столетии, и введение этих переплётов приписывали иезуитам {Иезуиты - члены монашеского ордена "Общество иезуитов", основанного в 1534 г. в Париже Игнатием Лайолой.}.
         Под выражением "книга переплетена" разумеется обыкновенно переплёт с кожей. При патриархах были переплёты разнообразные и роскошные.
         Самые ценные употреблены для Евангелий и Апостолов. Например, Евангелие Татра: "...древнее письмо в полдесть и обложено бархатом червчатым, плащи на верху и в исподе серебряные белые, застёжки серебряные ж, позолочены, в ней прокладочки, кисти золотом и шёлком, влагалище едино вишнёво, подложено тафтою жёлтою".
         Обрезы на книгах иногда красные, иногда басмяны золотом. Часто книги были с застёжками, медными или серебряными, с жучками, металлическими же, которые "резаны финифтью {"...резаны финифтью" - украшение разноцветной и непрозрачной эмалью. Эмалью могли заполняться узоры, выложенные из сканных нитей, такой узор казался вырезанным.} или пробиваемы". Жучки - это род ножек, или подставок, по углам, на исподней стороне переплёта. Застёжек две, иногда одна.
         Лучшие книги украшались мастерами чеканного и золотого дела. Они переплетались и заключались в доски с матерчатыми оболочками и металлическими покрышками: то были оклады с резьбой и чеканью, с работой басменною {Басменная работа - на тонких металлических листах вытиснялся узор - басма.} и сканною {Сканная работа - от скручивания двух проволочек получалась верёвочка, которую использовали для украшений, выкладывая из неё узоры.}. Такие книги были часто вкладными в монастыри и церкви и были часто весьма драгоценные по золоту, серебру, камням и финифти и по тонкой работе.
         И не только в московских соборах, в Троице-Сергиевской лавре, но и в некоторых старинных монастырях сохраняются некоторые древние оклады, замечательные по богатству и старинной работе, в гораздо большем количестве и разнообразии сохраняются они, однако, в качестве "мёртвых книг" в потайной либерее Грозного в Москве.
         Но пробил их час!

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100