«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 72%


         У Джоссельсона не было ничего даже близкого к этим макиавеллиевским идеям, он искренне проникся идеей Эйзенхауэра "перековать ядерные мечи наорала" {Richard Crockatt. The Fifty Years War: The United States and the Soviet Union in World Politics 1941-1991 (London: Routledge, 1995)}. Его мотивы были искренними, если не сказать наивными. В своём письме Набокову он говорил: "Совершенно очевидно, что использование атомной энергии радикально изменит значительную часть человечества и общества. Я по-прежнему твёрдо убеждён, что это будет означать закат марксизма и создаст новую философскую и социологическую основу для человечества, так же как промышленная революция сформировала почву для теорий Маркса" {Michael Josselson to Nicolas Nabokov. 23 January 1954 (CCF/CHI)}.
         Считая предложение Эйзенхауэра использовать атомные энергетические ресурсы в мирных целях "гениальным", Джоссельсон стремился распространить идею через журналы, выпускаемые Конгрессом, но наткнулся на стену равнодушия. "Я отчаянно пытался добиться того, чтобы за предложением Эйзенхауэра последовала серия статей в "Прев", откуда их перепечатают другие европейские журналы, - сказал он де Новиллю в январе 1954 года. - Увы, трое ведущих некоммунистических учёных во Франции отказали мне под тем или иным предлогом... Это типичный случай, когда хорошая идея не используется в полной мере из-за того, что люди или слишком ленивы, или слишком заняты или им просто наплевать {Интересно, что сам Эйзенхауэр, который позже признал, что "предложения были революционными", выдвинул идею ограничить дополнение к его речи в то время. Предложения встретили категорический отказ со стороны Советов}. И всё же это - та идея, которая способна вселить новую надежду и уверенность в некоторых отчаянных европейцев... Если у тебя есть какие-либо идеи, то, пожалуйста, не держи их при себе" {Michael Josselson to Lawrence de Neujville. Undated (CDJ/DDE)}.
         То, что произошло потом, даёт редкую возможность увидеть скрытую бюрократию, ведущуюся в кулуарах Конгресса за свободу культуры. Письмо Джоссельсона было передано Ч.Д. Джексону в Белом доме. Джексон передал его Трэйси Бэрнсу в ЦРУ, порекомендовав поручить Уильяму Тайлеру "подкинуть эту идею подходящему европейскому учёному с именем". Тайлер был ответственным по связям с общественностью в Американском посольстве в Париже (хотя многие его дела позволяют предположить, что это было только прикрытием). "Кроме безупречного академического французского, - комментировал Джексон, - у Тайлера есть преимущество в том, что он участвовал в составлении многих проектов этой речи и поэтому имеет полное представление о её философии". Джонсон посоветовал Бэрнсу безотлагательно поделиться этой идеей "непосредственно с Джоссельсоном", поскольку следующий выпуск "Прев" был почти готов {С.D. Jackson to Tracy Barnes. 5 January 1954 (CDJ/DDE)}.
         В то время как Джоссельсон вынашивал планы о питаемой ядерной энергией Европе, объединённой концепцией демократической свободы, Дуайт Макдональд, по заданию "Инкаунтера", в котором он только что стал помощником редактора, находился в Египте, чтобы засвидетельствовать "недостойное" поведение европейских империй. Макдональд, похожий, по словам одного друга, на сумасшедшего профессора с сачком для ловли бабочек, был на пике своей карьеры: он только что завершил длинный очерк, заказанный Фондом Форда для журнала "Нью-Йоркер", и наслаждался возможностью поработать в таком высокоинтеллектуальном журнале, как "Инкаунтер". Поэтому было странно, что пребывание в Каире не стимулировало его сделать хороший репортаж.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100