«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 61%


         Утверждения, будто Музей современного искусства попросту упустил то, что было у него под носом, на самом деле лицемерны и игнорируют тот факт, что музей неуклонно и последовательно собирал работы абстрактных экспрессионистов с момента их первого появления. Начиная с 1941 года, МОМА приобретал работы Аршиля Горки, Александра Колдера, Фрэнка Стеллы, Роберта Мазервелла, Джексона Поллока, Стюарта Дэвиса и Адольфа Готлиба. В мае 1944 года музей продал на аукционе "некоторые из произведений искусства XIX века, чтобы выручить средства на приобретение работ XX века". Хотя выручка от продажи несколько разочаровала, средств хватило для покупки "важных работ Поллока, Мазервелла и Матты (Matta)". Таким образом, как и следовало ожидать от Музея современного искусства, и в особенности, музея, признававшего "огромную моральную ответственность перед ныне живущими художниками, чья карьера и судьба могли в значительной степени зависеть от поддержки музея или от её отсутствия" {Museum of Modern Art, Report of the Trustees, 1945, in Alfred Barr, Painting and Sculpture in the Museum of Modern Art 1929-1967: An Illustrated Catalogue and Chronicle (New York: Museum of Modern Art, 1977)}, новое поколение американских художников попало в его залы.
         То, что эти приобретения были совершены в условиях внутренней оппозиции, ещё раз демонстрирует решимость утвердить право абстрактного экспрессионизма на каноническое признание. Когда некоторые члены Комитета коллекций музея, поощряемые газетной критикой, "решительно поставили под сомнение обоснованность некоторых приобретений, в том числе картин под лейблом абстрактного экспрессионизма" {Там же}, их протесты не были услышаны; и никто не попытался отговорить одного из членов Комитета, когда тот подал в отставку в знак протеста против покупки работы Ротко (Rothko). Что касается выставок за рубежом, то для выставки "Американская живопись от XVIII века до наших дней", открывшейся в Лондоне в 1946 году с последующим туром по другим европейским столицам, были отобраны именно работы Мазервелла, Марка Тоби (Mark Tobey), Джорджии О'Кифи Готлиба. Это было одно из первых официальных появлений абстрактного экспрессионизма на групповой выставке под официальным покровительством (спонсировали мероприятие Государственный департамент и Управление военной информации). В том же году на выставке Музея современного искусства под названием "Четырнадцать американцев" экспонировались работы Горки, Мазервелла, Тоби и Теодора Росзака (Theodore Roszak). В 1948 году Линкольн Кирштейн (Lincoln Kirstein), бывший активист МОМА, жаловался в интервью журналу "Харперс", что музей "сделал своё дело слишком хорошо", став "современной академией абстракционизма", чьи принципы он охарактеризовал следующими словами: "Импровизация как метод, искажение как формула и картина... как развлечение, что свойственно дизайнерам интерьеров и назойливым продавцам" {Lincoln Kirstein. Harper's Magazine, October 1948}.
         В 1952 году около 50 американских художников, в том числе Эдвард Хоппер (Edward Hopper), Чарлз Берчфилд (Charles Burchfield), Ясуо Куниеси (Yasuo Kuniyoshi) и Джек Левин (Jack Levine), направили МОМА резкое обращение (ставшее известным под названием "Манифест реальности"), в котором осудили музей за "всё большее и большее отождествление в глазах общественности с абстрактным и беспредметным искусством", "догмой", которая, по их мнению, происходила "в значительной степени от Музея современного искусства и его неоспоримого влияния в стране". В том же году в коммунистическом ежемесячнике "Массы и мейнстрим" (Massesand Mainstream) было высмеяно абстрактное искусство и его "святыня" - Музей современного искусства в статье под мрачным пророческим заголовком "Доллары, каракули и смерть".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100