«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 59%


         Мысль о том, что абстрактный экспрессионизм мог бы стать локомотивом империализма, начинала укрепляться в умах. Но его появление во времена такой политической и моральной ненависти ставило его потенциальных покровителей перед существенной дилеммой.
         Несмотря на явную глупость протестов Дондеро, к концу 1940-х годов он добился того, что Государственный департамент прекратил использовать американское искусство в качестве оружия пропаганды. Обыватели одержали первую победу в 1947 году, вынудив Государственный департамент отменить выставку под названием "Продвижение американского искусства", представляющую собой подборку из 79 "прогрессивных" работ, в том числе Джорджии О'Киф, Адольфа Готлиба и Аршиля Горки, которая должна была отправиться в Европу и Латинскую Америку. Выставка приехала в Париж, а затем и в Прагу, где она имела такой успех, что русские тут же устроили там ответную выставку.
         Официальной целью этого мероприятия было "опровергнуть любые замечания иностранной публики об академичности или подражательном характере современного американского искусства" {Taylor D. Littleton and Maltby Sykes. Advancing American Art. "Именно в широком контексте культурной дипломатии был создан проект "Продвижение американского искусства" как один из элементов в международном определении американской уверенности, стабильности и просвещения"}. "На этот раз мы экспортируем не бренди кустарного производства, разлитый по стилизованным под старину коньячным бутылкам, не марочное вино, но настоящий бурбон, выдержанный в деревянных бочках, который и может справедливо называться вином нашей страны" {Alfred М. Frankfurter. Цитата из Taylor D. Littleton and Maltby Sykes. Там же}, - восхвалял выставку один из критиков.
         Выставка не только не продемонстрировала авангардные истоки американского искусства, а, скорее, показала всем его постыдное отступление.
         Энергично осуждённая в Конгрессе, она была объявлена разрушительной и "антиамериканской". Один из выступавших счёл вредоносными намерения "рассказать иностранцам о том, что американский народ подавлен, разбит или пребывает в удручающем состоянии - полностью недоволен своей судьбой и стремится к смене правительства. Коммунисты и их сторонники из "Нового курса" выбрали искусство одним из главных способов своей пропаганды" {Цитата из Taylor D. Littleton and Maltby Sykes. Там же}.
         "Я просто тупой американец, налоги которого идут на подобный хлам, - восклицал другой достойный предшественник Джесси Хелмса. - Если в этом Конгрессе есть хоть один человек, который считает, что эта чушь... несёт лучшее понимание американской жизни, то он должен быть отправлен в тот самый сумасшедший дом, из которого люди, намалевавшие это, изначально и вышли" {Senator Brown. House Congressional Record, 14 May 1947}.
         Выставка была отменена, картины проданы с 95-процентной скидкой как излишки государственной собственности. В ответ на заявления о том, что многие из художников, представленных на выставке, увлекались левыми идеями (что было абсолютно необходимо для любого уважающего себя авангардиста), Государственный департамент выпустил директиву, запрещающую впредь всем американским художникам с коммунистическими или похожими взглядами выставляться за государственный счёт. Таким образом, "восприятие авангардного искусства как антиамериканского было включено в официальную политику" {Jane De Hart Mathews. Art and Politics in Cold War America, American Historical Review, vol. 81/4, October 1976}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100