«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%


         Разница в программах Сартра и Кёстлера была не в степени участия, а в его целях. Там, где Сартр остаётся неколебимым противником притязаний правящих институций быть источником истины и разума, Кёстлер предписывает своим коллегам помогать властной элите в осуществлении её задач.
         Вскоре после встречи с Донованом в Нью-Йорке Кёстлер отправился в Вашингтон, где посетил ряд пресс-конференций, обедов, коктейлей и банкетов. Через посредство Джеймса Бэрнхама, американского интеллектуала, проделавшего путь от радикализма до властных учреждений с поразительной скоростью, он был введён в круг чиновников Государственного департамента, президентских помощников, журналистов и профсоюзных функционеров.
         ЦРУ особенно было заинтересовано в Кёстлере, который мог рассказать им некоторые вещи.
         В то время Управление обыгрывало идею: кто может бороться с коммунистами лучше бывших коммунистов? В консультациях с Кёстлером эта идея стала обретать форму. Он доказывал, что разрушение коммунистического мифа может быть достигнуто мобилизацией в пропагандистскую кампанию некоммунистических фигур левого политического фланга. Люди, о которых говорил Кёстлер, уже получили групповое обозначение в Государственном департаменте и в кругах разведки - некоммунистические левые. Ряд лиц в правящих кругах стал всё больше понимать и поддерживать идеи тех интеллектуалов, кто разочаровался в коммунизме, но ещё хранил верность идеалам социализма - Артур Шлезингер описывал это как "тихую революцию".
         В самом деле, для ЦРУ стратегия продвижения некоммунистических левых стала "теоретическим основанием политической работы против коммунизма на два следующих десятилетия" {Michael Warner. Origins of the Congress for Cultural Freedom, Studies in Intelligence, vol. 38/5, Summer 1995. Будучи историком, работающим на исторический отдел ЦРУ, Уорнер имел доступ к секретным материалам, недоступным для других исследователей. В этом отношении данная статья бесценна, но она содержит несколько ошибок и явные упущения, что нужно учитывать}. Идеологическое обоснование стратегии, в которой ЦРУ достигало сближения, даже отождествления с левыми интеллектуалами, было представлено Шлезингером в "Жизненном центре" (The Vital Center), одной из трёх богатых идеями книг, вышедших в 1949 году (также "Бог, обманувший надежды" - The God That Failed и "1984" Оруэлла). Шлезингер изобразил упадок левых и их окончательный моральный паралич, наступивший вследствие разложения революции 1917 года, и проследил эволюцию некоммунистических левых как "знамя, объединяющее группы, которые упорно борются за пространство свободы". Именно в этой группе может произойти "восстановление радикального нерва, которое не оставит света в окне для коммунистов". Это новое сопротивление, согласно Шлезингеру, нуждается в "независимой базе для своей деятельности. Оно требует частного пространства, денежных средств, времени, газетной бумаги, бензина, свободы слова, свободы собраний, свободы от страха" {Arthur M. Schlesinger, Jr. The Vital Center: A Fighting Faith (Cambridge: Riverside Press, 1949)}.
         "Идея, воодушевлявшая мобилизацию некоммунистических левых, горячо поддерживалась Чипом Боленом, Исайей Берлином, Николаем Набоковым, Авереллом Гарриманом и Джорджем Кеннаном, - вспоминал Шлезингер впоследствии. - Мы все понимали, что демократический социализм был наиболее эффективной защитой от тоталитаризма. Он стал неявной тенденцией - или даже скрытым лейтмотивом - американской внешней политики в тот период" {Arthur Schlesinger. Interview, New York, August 1996}. Сокращение НКЛ (некоммунистические левые) вскоре вошло в обиход в бюрократическом языке Вашингтона. "Они стали практически официально признанной группой", - писал один историк {Carol Brightman. Interview, New York, June 1994}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100