«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 7%


         Два дня спустя Ласки представил "Проспект для "Американ Ревью", в котором говорил о необходимости "поддержать осуществление главных целей американской политики в Германии и Европе, показав основу, включающую идеи, умственную деятельность, литературу и интеллектуальные достижения, из которой американская демократия черпает своё вдохновение". "Американ Ревью", утверждал он, должно демонстрировать, что "Америка и американцы достигли полного триумфа во всех сферах человеческого духа, общих и Старому, и Новому Свету", и таким образом осуществить первую серьёзную попытку "освобождения значительной части немецкой интеллигенции от коммунистического влияния" {Melvin Lasky. Towards a Prospectus for the American Review, 9 December 1947 (OMGUS/ RG260/NARA)}.
         Результатом активности Ласки стал ежемесячный журнал "Монат" (Der Monat - "Месяц"), предназначенный для наведения идеологического моста между немецкими и американскими интеллектуалами, и, как ясно высказался Ласки, для облегчения проведения интересов внешней политики США путём поддержки "главных целей американской политики в Германии и Европе".
         Журнал был основан при поддержке генерала Клэя 1 октября 1948 года, и его главным редактором стал Ласки. Он печатался в Мюнхене и перевозился в Берлин союзными грузовыми авиарейсами, от которых город зависел во время блокады. Сначала "Монат" финансировался из "секретного фонда" "Плана Маршалла", потом из казны Центрального разведывательного управления, затем из Фонда Форда и снова долларами ЦРУ. Даже если исходить только из финансирования, журнал был продуктом - и прекрасным образцом - американской стратегии на культурном направлении холодной войны.
         "Монат" стал храмом для тех, кто верил, что образованная элита способна повести послевоенный мир путём, на котором она избежит исчезновения. Эта вера и сотрудничество с американской оккупационной администрацией были тем, что объединяло Ласки, Джоссельсона и Набокова. Как и Жан Кокто (Jean Cocteau), который вскоре после этих событий предупреждал Америку: "Вас не спасут ни оружие, ни деньги, но только думающее меньшинство, потому что мир угасает, когда совсем перестаёт думать (pense) и просто расходует (depense) своё время" {Jean Cocteau. Цитата из Serge Guilbaut, Postwar Painting Games, Reconstructing Modernism (Cambridge: MIT Press, 1990)}, они понимали, что одних только долларов из фондов "Плана Маршалла" будет недостаточно: финансовая поддержка должна быть дополнена разработанной программой культурной войны. Этот любопытный триумвират - политический активист Ласки, бывший закупщик универмага Джоссельсон и композитор Набоков - теперь балансировал на лезвии бритвы, пытаясь осуществить одну из самых амбициозных секретных операций холодной войны: привлечение западной интеллигенции к воплощению американских намерений.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100