«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 52% |
Идея создания альтернативного топлива будоражила ученый мир с конца XIX века, когда отец двигателя внутреннего сгорания Н. Отто получил первый патент на применениие воды в качестве компонента горючего. С тех пор ученые и энтузиасты, рационализаторы и владельцы бензоколонок (правда, последние с несколько другой целью) пытались воплотить в жизнь идею гениального изобретателя. Тем более что и без научных опытов, испытаний и доказательств любой автомобилист прекрасно знает, что в сырую туманную погоду у двигателя словно открывается "второе дыхание": машина ведет себя как взбодрившийся конь, лихо берет любой подъем и несется "закусив удила"... Это в карбюратор вместе с воздухом попали мельчайшие частички воды, которые потом в цилиндрах превращаются в кислород и водород и "бодрят" двигатель.
Через сотню лет после Н. Отто умные головы кое-чего добились. В развитых странах бегают экспериментальные автомобили на водно-топливной смеси. Однако эти эмульсии без постоянной встряски при помощи дорогого ультразвукового генератора быстро расслаиваются: сверху - бензин, снизу -вода. После чего машины останавливаются.
Любопытно в этой связи свидетельство заведущего кафедрой МАДИ доктора физико-математических наук, профессора Л. Сапогина.Его учитель, ныне покойный профессор Г. Дудко, рассказывал как он в 1951 г. участвовал в испытаниях двигателя внутреннего сгорания, который представлял собой некий гибрид дизеля и обычного карбюраторного двигателя. Запуск его производился от стакана бензина, потом зажигание отключалось, в цилиндр через форсунки обычным топливным насосом подавалась нагретая и сильно сжатая вода со специальными добавками, в чем и был главный секрет. Двигатель установили на лодке. Исследователи два дня носились на ней по Азовскому морю. Дудко сам ведром зачерпывал воду и заливал ее в бак - несколько ведер в день. Выхлоп двигателя был один - вода.
Через 34 года, не ведая об этих испытаниях, доктор химических наук профессор Эдуард Исаев со своими учениками решил проблему альтернативного топлива.
К практическому воплощению идеи создания водоэмульсионного топлива подходили еще во время первой мировой войны. В 1943 г. -опять во время войны - вновь появились публикации об испытаниях "необычайного топлива из воды".
Широкие исследования по созданию водно-топливных эмульсий проводились научными институтами и в нашей стране. На базе полученных результатов в 1980 г. была разработана пятилетняя государственная целевая научно-техническая программа по расширению ресурсов и экономии топлива при помощи добавок воды. В ней участвовали несколько министерств, а научное руководство программой осуществлял крупнейший специалист в области химмотологии профессор А. Братков под потронажем бывшего председателя Госплана СССР Н. Байбакова.
Но каждый раз работы приостанавливались или засекречивались. В открытую печать попали лишь сведения о "химическом эксперименте", которые показывали, что все созданные водно-углеродные эмульсии сохраняли свою стабильность в течение 2 - 3 дней. Почему все разработки по созданию альтернативного топлива "покрылись мраком?" Ходили слухи о давлении нефтяных монополий. Затем в научной печати объявили, что создание устойчивых водно-углеводородных эмульсий вообще невозможно. И это утверждение подкреплялось математически. К счастью, Э. Исаев узнал об этих публикациях, уже когда со своими учениками сотворил альтернативное топливо, опровергнув на практике данные математиков. Как такое могло случиться? Возможно, математическая модель оказалась слишком грубой и не смогла учесть свойств того эмульгатора, который удалось разработать исаевской бригаде.
Новое горючее - это аквазин, как назвал его профессор Исаев. "Аква" - вода, "зин" - хвост от бензина. Бессвинцовое высокоактановое топливо. Получается путем смешивания воды с продуктами нефтепереработки либо с природным или попутным газом при помощи эмульгатора. Этот третий компонент и не дает расслаиваться водно-бензиновой смеси. Аквазин служит прекрасным заменителем различных марок бензина, авиакеросина, дизтоплива. Его несомненные преимущества перед традиционными видами топлива - пониженное содержание вредных веществ и отсутствие соединений свинца в отработанных газах. В них в 3-5 раз меньше закиси углерода, а окислов азота -на 25- 30%. А это немало, если взять во внимание расчеты лауреата Нобелевской премии Р. Робинсона: две молекулы выдохнутого Шекспиром воздуха... попадают при вдохе нам в легкие. Верно, мы дышим воздухом, некогда выдохнутым предшественниками. Другого в весьма тонкой атмосфере Земли просто нет. Вот аквазин и призван передать атмосферу нашим потомкам более чистой.
Другие достоинства аквазина -повышенная антидетонационнная устойчивость: уменьшение тепло-напряженности двигателя на 200шС и увеличение его мощности за счет повышения степени сжатия.
- Наше топливо пока содержит от 10 до 30% воды, - рассказывает Эдуард Иванович, - и адаптировано к серийному двигателю с искровым зажиганием без каких-либо переделок. А в планах - разработка топлива для нового двигателя, который будет максимально использовать преимущества водно-топливной эмульсии с содержанием воды до 70%!
Это не "блеск" утопии ученого. По результатам исследований и расчетам Исаева, топливо будущих двигателей внутреннего сгорания будет состоять из воды... с добавлением в нее бензина. А это открывает новые перспективы повышения качества топлива за счет использования высокоэффективных водорастворимых антидетонаторов, которые "не хотят" растворяться в чистом бензине.
Разбавляя бензин водой и вводя новые антидетонаторы, можно не только увеличить его количество, но и качество, получая двойную выгоду. К тому же сегодня химиками -"синтетиками" создан достаточно широкий ряд эффективных антидетонаторов, растворимых в воде. Значит, создаются предпосылки для более экономного расхода нефти, запасы которой имеют предел.
Впрочем, прибыль в госкарман давно подсчитали. Ведь исаевская водно-топливная эмульсия прошла "обкатку" на стендах испытаний двигателей. А в 1990 г. при АН СССР была создана общественная организация "Аквазин", разработавшая программу производства альтернативного топлива. Она вошла в Госпрограмму экологически безопасной энергетики. Затем был решен вопрос строительства в Нижневартовске первой промышленной установки, которая должна была давать 30 - 50 тыс. тонн аквазина в год. И уже пятый год, как давала бы... Но при известных событиях в стране, где первейшим жизненным принципом стало грести под себя, этот проект, суливший благо всему государству, новому его руководству, мягко говоря, пришелся не ко двору. Как и "ЭКИП".
Ясно, что аквазин оказался "костью в глотке" в первую очередь для нефтяных магнатов, так как способен в миг лишить их сверхприбылей. Да и много чего может натворить. Но мы не будем углубляться в мир темной, либо теневой, как кому угодно, экономики и политики. Ясно одно, что процесс создания топлива будущего "пошел" и оно вполне способно навести порядок в ценах на энергоносители.
О разработках альтернативного топлива западных "умельцев" писал в первом номере 2000 г. журнал "За рулем". Говорящий заголовок: "Аквазоль" - топливо будущего?" - и текст: "Концерн "Эльф" выпустил на рынок новое топливо для дизельных машин - солярноводную (!) смесь... Отличными показателями новое топливо обязано прежде всего воде: именно она снижает температуру в камере сгорания и препятствует образованию окислов азота..." И так далее. А вот уже появился и рекламный проспект, броско заявляющий: "Решение мировой проблемы XXI века. Альтернативное топливо для дизельных двигателей, судовых и котельных установок, топливо завтрашнего дня, работает сегодня. Компания А-55 (президент Р. Гуннерман) города Рено, штат Невада, США, предлагает всему миру свои установки по производству дешевого чистого топлива А-55".
У них есть, у нас - нет. За разъяснениями я обратился к профессору Исаеву. Вот что он поведал:
"Сегодня американцы предлагают нам технологии, оборудование по производству водно-дизельных эмульсий на своих эмульгаторах с использованием физических методов воздействия на дисперсную систему, представляя это как решение проблемы XXI века. Да, это, несомненно, достижение американских ученых. Но данные вопросы были решены у нас в стране еще в 1988 г., так же как и проблемы по созданию водно-бензиновых и водно-керосиновых эмульсий, чего они делать не могут.
Гуннерман - видный ученый, в 1994-1995 г.г. провел испытания своего эмульгатора на двигателях автобусов США - в топливную систему ввел 50% воды. Тогда над нашими разработками у нас в стране перестали смеяться, но сказали, что нас обогнали. Однако заэмульгировать дизельное топливо во многом проще, нежели бензин и керосин. Мы же взялись решить куда более сложную задачу - создать водно-бензиновую смесь, эмульсия для которой должна быть не только стойкой, но и по своим физическим характеристикам не отличаться от бензина. Иначе карбюратор не будет всасывать смесь и работать.
А в дизельном двигателе все проще. Там плунжер вталкивает топливо и эта идея в нашей стране была давно реализована в тракторных двигателях в виде мазутных эмульсий. Большое количество исследований в этой области проводилось в институтах, работающих на сельское хозяйство. Предложение же компании А-55 - очередная попытка заграницы привязать нас к своим технологиям, сделать зависимыми от себя. Их цель - разместить у нас в стране как можно больше своего оборудования, а потом дирижировать производством "нового" топлива поставками своего запатентованного эмульгатора".
Фантастичны преступления, направленные на торможение развития человечества. Почему, например, не пошел в промышленное производство "Мерседес" С-II, который работал на изготовленном по советской лицензии движке? В фирме "Даймлер Бенс" есть все модели, выходящие под маркой "Мерседес", но нет именно С-II. Она тратила всего три литра топлива на 100 км. При этом двигатель развивал мощность в 170 л.с. Эта модель исчезла... Фирма не пострадала. Кто-то выплатил все ее расходы, связанные с закупкой лицензии в нашей стране, выплатили, очевидно, и всю неполученную прибыль...
Вряд ли стоит рассуждать, почему разработки Исаева не нашли признания и применения в нашей стране и благодаря порядочности отечественного изобретателя не уплыли за океан. Разве они не актуальны сегодня, когда у нас простаивают производства и мерзнут люди из-за нехватки дорожающих энергоносителей, когда истощаемые запасы "черного золота" стали в мире предметом экономических и политических спекуляций? Человечество сжигает 71 млн. баррелей нефти в сутки (1 баррель - около 160 литров). Ее потребление, по расчетам американских аналитиков, растет на 2% в год. И уже к 2010 г. половина запасов нефти будет спалена. Плюс увеличивающееся ее потребление развивающимися странами. В 2025 г. один Китай станет импортировать нефти вдвое больше американцев. "Слопав" все ее запасы, мир ощерится на Россию -единственную оставшуюся с еще не початыми кладовыми "черного злата". Не берусь строить прогноз на этот счет, но умные хозяева крышу своего дома чинят в ясную погоду...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||