«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 61% |
Нет нужды пересказывать, что случилось в стране в начале девяностых. Поговаривают, "Энергия - Буран" пала жертвой сепаратного договора Горбачева с Бушем-ст., по которому мы прекращали многоразовую космическую программу, а американцы отказывались от стратегической оборонной инициативы. Так или иначе, второй беспилотный полет отменили, "операцию спасения" перенесли сначала на 1992-й, потом - на 1993-94 годы. Министерство обороны приняло новую военную доктрину, в которую орбитальный самолет никак не вписывался. Одно из экспериментальных изделий "Бурана" стало "умным" аттракционом в Парке Горького (разбирать оказалось очень дорого, а расплавлять и продавать лом за границу в "Молнии" не решились). Изделие 1.01 - "Буран", летавший в космос, - по межгосударственным соглашениям отошел к Казахстану и до сих пор стоит в байконурском ангаре. Заросла травой полоса аэродрома "Юбилейный". "Буран" больше никогда не оторвется от земли, хотя - примечательный факт - ни российское правительство, ни Росавиакосмос так и не издали официальных распоряжений о закрытии этой программы. Наверное, ни у кого просто рука не поднялась.
Так что же, эту страницу советской космонавтики - красивую и драматичную - следует закрыть и навсегда забыть? Нет. Глеб Лозино-Лозинский успел начать еще одну - третью по счету - попытку создания многоразовой авиационно-космической системы. Назвали ее по первым буквам этих слов - МАКС.
МАКС - это летающий космодром АН-225 "Мрия", с которого орбитальный самолет в воздухе самостоятельно стартует в космос. Здесь использовано очень многое из того, что было найдено при создании "Спирали" и "Бурана", а главное достоинство - невероятная дешевизна доставки груза на орбиту. По сравнению с нынешними "Шаттлами" денег можно потратить в 20-50 раз меньше! При этом, заметьте, американцы нынче не доставляют тяжелые грузы на Международную космическую станцию, предпочитая использовать для этих целей старые добрые "Союзы". Экономят!
Конечно, США параллельно работают над своим аналогом МАКСа. Несмотря на то, что в России государственное финансирование этой программы Почти отсутствует, за последние пять лет обе космические сверхдержавы продвинулись в этом направлении примерно одинаково. У нас уже есть один самолет "Мрия", еще один строится на Украине. Изготовлен топливный бак для орбитального самолета, а сам возвращаемый самолет выполнен в полноразмерном металлическом макете.
Авиационно-космические специалисты считают, что Глеб Лозино-Лозинский дважды - со "Спиралью" и "Бураном" - опережал время, и не его вина, а беда политического руководства, что обе эти программы обрывались на полпути. Теперь России благодаря бывшему генеральному конструктору "Молнии" третий раз выпал шанс не отпустить конкурентов в создании многоразовых возвращаемых космических систем далеко вперед. Пожалуй, использование этого шанса станет лучшей памятью Глебу Евгеньевичу.
Благодарим Михаила Гофина за предоставленные из архива АО "Молния" снимки.
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (25.12.1909 - 29.11.2001). Окончил Харьковский механико-машиностроительный институт. До войны в Хорьковском авиационном институте разработал паротурбинную двигательную установку для тяжелого бомбардировщика А. Н. Туполева. В 1941-76 гг. трудился в ОКБ А К.Микояна (с 1965 - главный конструктор), где проектировал реактивные газотурбинные двигатели и разрабатывал двухступенчатую авиационно-космическую систему "Спираль". Автор проектов перехватчика МиГ-31 и фронтового истребителя МиГ-29. Впоследствии - генеральный директор НПО "Молния".
Доктор технических наук, лауреат Ленинской (1962) и Государственных (1950, 1952) премий.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
| ||||||||