«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 26%

Пассажир чихнул - корабль пошел ко дну


         Если бы на пятом курсе, сдавая экзамен по эффективности и надежности летательных аппаратов, я додумался заявить профессору, что безопасность машины зависит в том числе и от самочувствия пассажиров, наверное, дело бы не ограничилось двойкой - не миновать мне тогда медкомиссии, на которой пришлось бы доказывать свою адекватность.
         Сегодня, четверть века спустя, два уважаемых и весьма преуспевающих ученых - директор Института информологии Михаил Голота и заведующий теоретическим центром Владимир Мокий - уверяют: больные люди способны своим излучением вывести технику на грань поломки. И у меня нет оснований брать под сомнение вывод двух профессоров. Хотя бы потому, что он следует из разработанной институтом технологии для федеральной программы по охране труда, которую приобрело Министерство труда. Так что речь идет не о чудачестве "расстроенных профессоров", а о новой научной концепции.
         Суть ее легче прояснить на аналогии. У человека может ныть зуб, а стоматолог не находит причин боли. Придется обойти не меньше десятка врачебных кабинетов, пока не повезет встретить одаренного эскулапа, который обнаружит дисфункцию печени, из-за которой барахлят поджелудочная и щитовидка, а она, в свою очередь, провоцирует болевой синдром, проявленный в зубной боли.
         С задачками такого рода справлялись лучшие земские врачи ушедшей эпохи да, возможно, талантливые мастера восточной медицины. Найти неочевидный ответ на хитрый вопрос, поставленный организмом, можно, только рассматривая этот самый организм как целостную систему. Если же мы пытаемся болезни глаз лечить у офтальмолога, бронхит - у ларинголога, а запор - у проктолога, неизбежно наступает момент, когда грамотные врачи разводят руками - "это мы не проходили".
         В Институте информологии разрабатывают так называемый общесистемный подход. Он отнюдь не отрицает конкретных узкоспециальных исследований, но изучает гармонию целого - такую задачу узкие специалисты перед собой не ставят.
         Машину и сидящего в ней человека рассматривают как единый ансамбль. Прежде учет "человеческого фактора" сводился к банальной истине: пьяным за руль не садись - расшибешься. Для безаварийного движения этого недостаточно - система должна находиться в гармонии. Что это такое, технарям, строго говоря, неизвестно. В информологии же гармония - понятие ключевое. Сумма всех отклонений от нормы различных элементов системы создает ее дисбаланс. При котором, образно говоря, достаточно соломинки, чтобы сломать хребет верблюду.
         Все понимают, что если пилот даже слегка недомогает, скажем, подхватил насморк, придирчивая медкомиссия не допустит его к полету - мало ли как скажется этот "пустяк" на быстроте его реакции, четкости мышления в случае возникновения нештатной ситуации. Такое понимание "человеческого фактора" нам привычно. А то, что полет, выполняемый в разгар эпидемии гриппа, когда, допустим, четверть всех пассажиров больна, может привести к аварии, в традиционном понимании безопасности - нонсенс. Но когда самолет отрывается от взлетной полосы, все и все на его борту связаны. И мелочей здесь нет. Дисбаланс любого элемента системы создает определенные вибрации. И неизвестно, какая из них окажется роковой.
         Наверняка многие согласятся: любая вещь, особенно сложная, а значит, более уязвимая, любит своего хозяина.
         Святослав Рихтер не позволял никому, даже уважаемым коллегам, играть на своем рояле. Отец уехал в командировку, в его отсутствие сын поработал на папином компьютере. По возвращении домой хозяин машины не узнает - многие программы расстроены. И произошло это вовсе не потому, что сын балбес, - он может разбираться в компьютере не хуже отца. Просто за некоторое время хозяин и его машина стали неразделимой системой. Передача ее в другие руки - нарушение гармонии, за которым следует расплата.
         Полагаю, эти бытовые примеры сомнений не вызывают и многим известны. Хотя объяснить их, основываясь на привычных научнотехнических взглядах, вряд ли удастся.
         Чем техника сложней, объясняет мне Владимир Стефанович Мокий, тем выше риск отказа из-за нарушения системной гармонии.
         Сегодняшние пассажиры самолета практически все хронически больны - хотя бы потому, что проживают отнюдь не в горных долинах, а в загазованных городах. Их хронические болезни, суммируясь, вносят в систему немалую разбалансировку. Добавьте сюда различные расстройства тех, кто собирал машину на стапеле, кто готовил ее к полетуЕ Сумма всех человеческих погрешностей увеличивает степень риска. Правда, принцип иерархичности остается: разумеется, самочувствие экипажа гораздо важней для благополучного исхода полета, чем здоровье любого из пассажиров. Но признаки дисгармонии взаимодействуют в резонансном режиме - как при движении роты солдат через мост: если только они пойдут в ногу, мост может обрушиться.
         Несколько лет назад в США произошла трагедия - во время сеанса "сложилась" конструкция огромного современного кинотеатра и погребла под обломками сотни людей. Анализируя эту аварию, профессор В.Инюшин, биофизик из Казахстанского госуниверситета, обратил внимание на такую, казалось бы, мелочь: пострадавшие смотрели триллер. Страх, обуявший их в один из ключевых моментов, создал мощную резонансную вибрацию, совпавшую по частоте с собственными колебаниями конструкции. Госкомиссия, проводившая расследование, виновными признала проектировщиков инженерного сооружения - кто-то наверняка давно мотает срок в какой-нибудь массачусетской Бутырке. А ведь инженеры могли быть ни при чем - просто в формулы сопромата не заложена такая силовая нагрузка, как коллективный страх.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100