«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 53% |
И все-таки не только в те стародавние времена, но и сегодня в нашем мире есть место чудесам. Больше того, по некоторым сведениям, на рубеже третьего тысячелетия количество аномальных явлений резко возросло. Рассказы о спонтанных случаях ясновидения, массовые галлюцинации, полеты так называемых неопознанных летающих объектов - всем этим сегодня полны страницы газет и экраны телевизоров, однако подавляющее большинство таких необычайных случаев попросту не могут стать предметом научного изучения. Как и тысячи лет назад, в чудеса можно только верить или не верить. И причина этого проста - в основе научного подхода лежит правило проверяемости фактов, ну а чудо - это по определению вещь уникальная и единичная.
Допустим, человек действительно стал свидетелем какого-то невероятного факта. К примеру, пусть ему явился Ангел. Ну и что? Как он докажет, что действительно говорит правду? Соберет репортеров и попросит Ангела прийти еще разок? С тем же успехом можно просить американского президента сплясать гопака на Лубянской площади. У Ангелов, как говорится, своих дел хватает. Или, опять же к примеру, один из нас, когда четыре года назад был при смерти, увидел то, что принято называть "загробным миром". Однако нам и в голову не придет доказывать "научность" оного опыта, потому что ни повторить его, ни тем более продемонстрировать перед ученой публикой мы не имеем ни возможности, ни желания. Так что чудо, как правило, - это вещь сугубо личная.
Тем не менее есть в истории ряд необъяснимых случаев, которые, не исключено, могут стать интересными для науки. Помните историю о том, как Иисус Христос пятью небольшими хлебами накормил пять тысяч человек, а остатками наполнил двенадцать коробов? Так вот, сегодня можно однозначно доказать, что эта легенда связана с подлинным чудом, хотя и произошло это чудо совсем не с той стороны, где его увидели богословы. В самом деле, отцы церкви до сих пор признают, что история с хлебами говорит именно о хлебах. Но откройте ради любопытства каноническое Евангелие от Матфея, с которого начинается Новый Завет, и там на этот счет вы легко найдете кое-что интересное. Однажды, когда Христос повелел беречься "закваски фарисейской", Он добавил: "Разве вы не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек?.. Как же не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам?" (Матфей, гл. 16, ст.9-11). Одним словом, здесь практически открыто говорится, что никакой раздачи хлебов Иисус не совершал, и что в истории этой заложен совершенно иной смысл.
Почему же церковь упорно не замечает этих слов? Честное слово, иначе как чудом такую невнимательность объяснить невозможно. Шутка ли сказать! - сколько умнейших и искренних людей читало эту фразу, но ее смысл на протяжении двух тысячелетий так и остался скрыт от сознания. Такое впечатление, что какая-то непонятная сила в этом месте закрывала богословам разум. Разве не чудо? И не об этом ли пророк Исаия говорил: "Слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите" (Исаия, 6, 9).
Итак, если принять во внимание слова самого Христа, то становится вполне очевидно - история о пяти хлебах на пять тысяч человек является притчей, причем притчей весьма прозрачной. Как вытекает из евангельских слов, "хлеб" - это сама суть завета, данного Христом, или, проще говоря, любовь, которую Он завещал своим ученикам. Безусловно, сама по себе любовь кажется вещью небольшой и не очень эффективной, однако именно она способна наполнять души тысяч человек и, сплачивая людей, удесятерять их силы. Никакие государственные законы, никакие указы и принуждения не могут сравниться с силой любви, если, конечно, эта любовь присутствует в душах. В этом суть притчи. А как быть с рассказами о других евангельских чудесах? Не может ли так статься, что и они являются всего лишь иносказаниями? Ведь если одно из "христовых чудес" оказалось притчей, то почему бы и другим не быть тем же? Конечно, подобная мысль кому-то может показаться кощунственной, но ведь не кто иной, как сам Иисус Христос, когда Его просили показать в подтверждение своих слов какое-либо чудесное знамение, ответил буквально следующее: "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; но знамение не дастся ему" (Матфей, 12, 39). Как же совместить эти слова с теми чудесами, которые Он публично демонстрировал перед народом? Не знаем, но, на наш взгляд, все это говорит о том, что Евангелие - отнюдь не отчет о чудотворческой деятельности некоего Иисуса, сына Марии, а что-то вроде грандиозной Сказки, в которой, как и в случае с "пятью хлебами", заложен очень глубокий и подлинно чудесный смысл.
К примеру, историю о том, как Христос, будучи приглашенным на пир, превратил воду в вино, вполне можно понять, не прибегая к понятию чуда. В конце концов, по словам апостолов, "Бог есть любовь", и если эта любовь присутствует среди людей, то и вода может показаться слаще вина, тогда как без любви даже лучшее вино на пиру - это всего лишь средство для оглупления мозга. Ну а если такой смысл кому-то покажется менее ярким, то напрасно. Просто сегодня многие недооценивают всю силу такого явления, как Любовь, не понимая, что это реальная энергия, суть которой - приводить в гармонию разрозненные части. Без этой энергии не было бы и самой жизни. Как человеческое тело, в котором нарушена гармония между отдельными органами, становится больным и умирает, так и мир, где нет любви, обречен на страдания и конечную гибель. И в этом главный смысл учения Иисуса Христа.
Что же касается чудес, то они, конечно же, могут происходить, однако в вопросах веры это не должно играть большой роли. Суть в том, что само понятие веры означает отнюдь не веру во что-то и даже не веру кому-то, а прежде всего верность и честность самого человека. Именно таково конкретное значение библейского слова "эмуна", которое сегодня переводится как "вера". Ну а для того, чтобы быть верным и честным, чудеса нужны едва ли.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
| ||||||||