«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 53% |
Историк Ю.П. Бокарев впервые подробно рассказал о том, что так и не удалось через газеты и прочие СМИ привить русскому народу - о КОМПЛЕКСЕ ВИНЫ. Цитирую. "Впервые он (комплекс вины. - А.С.) был опробован англо-американской пропагандой на немецкой нации. Результат превзошел все ожидания. Немецкий народ отказался от собственной культуры, принял англо-американские ценности, лишил себя самостоятельности в области внешней политики. Попытки привить комплекс вины русскому народу за то, что он допустил "зверства сталинского режима" и не восстал против них, предпринимались в отечественной прессе после выхода на экраны известного фильма Т.Абуладзе "Покаяние". Но они не возымели ожидаемого эффекта и даже привели к парадоксальному результату, вызвав оправдание Сталина и сталинских методов управления в настроениях значительной части общества... Видимо, для внушения комплекса вины необходима соответствующая историческая обстановка или более тонкие способы обработки массового сознания" (С.276-277).
Да, не получилось у демократов. С кем не бывает... Помнится, немцам они продуктовые карточки выдавали только после предъявления использованного билета на фильм об ужасах концлагерей... У нас на такое не решились. Теперь вот локти кусают...
Научно установлено, что СМИ создают мифы. Цитирую Ю.П. Бокарева: "Создаваемые СМИ мифы делятся на светлые и черные. Миф построен на противопоставлении черного белому с тем, чтобы продиктовать аудитории "правильную" ориентацию. Например, "светлый" миф о "демократическом" Западе содержит внутри себя "черный" миф о "тоталитарном" Востоке.
Миф сродни религии. Никакие рациональные аргументы... никакие исторические факты не поколеблют сознание человека, уверовавшего в миф о Сталине как "кровавом диктаторе, создателе жуткого тоталитарного режима"... Типичный представитель массовой аудитории любит действовать "как все". Он не способен занять особую позицию, выступить с особым мнением. Это открывает перед массовыми газетами широкие возможности направлять его поведение" (С.269).
Так как же работать с прессой в современных условиях всем нам - и ученым-историкам, и обыкновенным гражданам нашей Родины? Ю.П. Бокарев сформулировал несколько принципов, которые могут пригодиться каждому.
1. Скептически относиться к ЛЮБОЙ (выделено. - А.С.) сообщаемой в прессе информации, выработать привычку проверять сообщения с помощью стандартных моделей жизненных ситуаций и поведения людей (не сочтите за лесть, но именно так и поступают авторы "Дуэли").
2. Освободиться от личных пристрастий, не верить излишне патетическим или жалобным материалам, постараться определить, какие именно прорехи в фактических данных заставляют автора выжимать слезы, вызывать смех или пробуждать стадные чувства.
3. Всегда искать подлинный смысл в употребляемом в прессе жаргоне, беспощадно отбрасывать те слова, выражения и целые абзацы, которые лишены конкретного содержания; помнить, что автор вообще может не разбираться в предмете, о котором он пишет, создавая лишь видимость знания о нем. "Такие слова, как "киллер" вместо убийцы, "путана" вместо проститутки и т.п. способствуют облегченному восприятию негативных явлений в современном обществе", - пишет Ю.П. Бокарев (С. 286).
Жаль, что слишком мал у учебника тираж - всего 5 тысяч экземпляров. Жаль, что во многих вузах его запретят демократически настроенные ректоры-фюреры. Но знать и помнить азы работы с современной прессой надо всем нам - и рабочему, и студенту, и профессору. Иначе оболванят нас в очередной раз современные СМИ, залепившие светлый день Великой Октябрьской социалистической революции днем рождения шоумена Якубовича.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
| ||||||||