«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 28%

Денежек так и не дождались


         В одном из интервью нынешний главный конструктор ЦКБ по судам на подводных крыльях Владимир Кирилловых сказал:
        "В мире много различных амфибий, но все они непригодны для использования на море. Сегодня только Россия владеет технологией создания именно морских экранопланов".
         Как видим, не только Россия. За "тухлое" (как говорят конструкторы) дело солидная фирма браться не будет.

Кто первый?


         В Вашингтоне, в Галерее выдающихся личностей XX века, помещен портрет российского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Именно ему, русскому инженеру, принадлежит пальма первенства в создании принципиально нового вида транспортного средства - с использованием эффекта экрана.
         Справедливости ради стоит сказать, что экранопланами занимались многие инженеры-энтузиасты. В Финляндии это был Т. Каарио, в Америке - Д. Уорнер, в фашистской Германии - А. Липпиш, в Швеции - И. Троенг.
         А сам эффект динамической воздушной подушки, образующейся между крылом и поверхностью, "открыл" русский авиаконструктор Игорь Сикорский. Его гигантский воздушный корабль "Илья Муромец" никак не хотел садиться на землю. Воздушная подушка удерживала самолет на небольшой высоте.
         Так что физический эффект был замечен и появилась идея его использовать. Брались многие, наиболее удачно вышло у Алексеева.
         Хотя не менее удачно получилось еще у одного советского авиаконструктора - Роберта Бартини. Он создал гигантский летательный аппарат, который быстро прозвали "Змеем Горынычем" за рев его турбин. Но это не был экраноплан в чистом виде. Конструктор работал над самолетом безаэродромного базирования. Самолет взлетал, "опираясь на экран".
         Кстати, в печати не раз пробовали оспаривать первенство Алексеева. Но мы забываем, что имеем дело не с теоретиком, а с "технарем". Иногда между появлением идеи и ее воплощением проходят столетия.
         Ростислав Евгеньевич Алексеев прожил три конструкторские жизни. В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй - занимался судами на воздушной подушке. Третью жизнь он посвятил экранолетам.
         Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе. Воплотил он их в реальные конструкции - первым. Это бесспорно и давно признано.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100