Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

"Стелс" от братьев Хортен

"НЛО", Санкт-Петербург, n35(352), 23.08.2004, стр.4

Автор: Виктор Бумагин


        Технические изобретения иной раз обгоняют свое время на века. Достаточно вспомнить изобретение паровой машины в Древней Греции или геликоптер Леонардо да Винчи. Иногда они опережают время "лишь" на несколько десятилетий. К числу таких машин относится бомбардировщик Но-229, созданный в Германии в годы Второй мировой войны братьями Хортен и во многом предвосхитивший современные американские самолеты, строящиеся по технологии "стелс".


         Братья Вальтер и Раймар Хортен увлекались проектированием планеров и самолетов по схеме "летающее крыло". Первый свой планер они построили у себя дома в Бонне в 1933 году. При весе 120 килограммов планер имел размах крыла 12,4 метра. Он был построен полностью из древесины.
         В период с 1934 по 1943 год Хортены спроектировали более десятка новых конструкций и модификаций. Почти все они имели приличные характеристики и могли стать основой для серийного производства. В числе их конструкций были гражданские транспортные и пассажирские машины, самолеты для буксировки планеров и даже летающая лаборатория.
         Вступая в войну, Третий рейх не имел бомбардировочной авиации дальнего действия и не собирался ею обзаводиться. Доктрина блицкрига требовала развития лишь мощной фронтовой авиации и не предусматривала применения дальних бомбардировщиков. Со временем немцы осознали необходимость создания и применения таких самолетов, и в 1943 году Герман Геринг объявил конкурс на создание дальнего бомбардировщика по программе "1000-1000-1000", то есть способного доставить одну тонну бомб на расстояние, составляющее одну тысячу километров, со скоростью 1 тысяча километров в час.
         Многие германские фирмы представили свои проекты. Некоторые предложили даже несколько вариантов на выбор, и среди таковых нередко встречалась и концепция "летающего крыла". Выбор же пал на проект братьев Хортен, которые предоставили чертежи проекта HIX. При практически равных прочих параметрах HIX превосходил конкурентов по бомбовой нагрузке в два раза (две тонны против одной), а по максимальной дальности полета более чем в полтора раза (1600 километров против 1000). При этом максимальная скорость, по проекту, должна была достигнуть 960 километров в час.
         В годы Второй мировой появились радиолокационные станции и инфракрасные обнаружители. С помощью этих технических новинок самолеты стало возможным обнаруживать в ночное время, что сделало жизнь бомбардировщиков весьма трудной.


         Конструкция HIX была продумана так, чтобы сделать его максимально незаметным для РЛС и ИК-обнаружителей. HIX был выполнен по схеме классического "летающего крыла" размахом 16,8 метра с утолщением в центральной части. Там располагались пилотская кабина, два двигателя и механизмы выпуска шасси. В выступающей хвостовой части, которую называли "бобровый хвост", размещался бомбовый отсек. Там во время испытаний находился тормозной парашют.
         Вся конструкция планера изготавливалась из дерева, за исключением центральной несущей части, каркас которой сваривался из стальных труб. Деревянный каркас самолета покрывался толстой авиационной фанерой толщиной 17 миллиметров. Это рассматривалось как временное решение, позволяющее сэкономить время перед серийным производством. На серийных машинах покрытие планировалось заменить на композит из двух слоев полуторамиллиметровой фанеры, между которыми помещался слой смеси порошка древесного угля, опилок и клея толщиной 12 миллиметров. Как показывали многочисленные исследования, эта смесь обеспечивала достаточную прочность и одновременно отлично поглощала излучение радаров противовоздушной обороны.
         Если понижение электромагнитной заметности Но-229 (такое обозначение получил HIX перед началом серийного производства) достигалось за счет широкого использования в конструкции дерева и композитных материалов, то уменьшение дальности обнаружения самолета в инфракрасном диапазоне осуществлялось путем ряда оригинальнейших для того времени конструкторских решений. Сами двигатели были упрятаны глубоко внутрь фюзеляжа, который прекрасно экранировал чрезвычайно горячие камеры сгорания.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100