Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Американские самолеты нашим летчикам нравились. Недаром ас из асов, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, выбрал именно "аэрокобру" и сбил на ней в небе России и Украины свыше пятидесяти вражеских самолетов. В Европе под его командованием уже полк, а потом и дивизия воевали целиком на американских истребителях. Летали на машинах союзников и дважды Герои Арсений Ворожейкин, Владимир Лавриненков, Борис Сафронов.
Но трудно добраться американскому самолету до наших аэродромов. Атлантические конвои - лакомая добыча для немецких подводников, южный путь через Индийский океан, Иран и Ирак - длинный и громоздкий. А ведь Советский Союз и Соединенные Штаты Америки - страны-соседи, Аляску и Чукотку разделяет всего лишь несколько десятков километров Берингова пролива. Правда, на Чукотке нет ни шоссейных, ни железных дорог, но ведь самолетам они и не нужны.
Для перегона самолетов была сформирована Первая перегоночная авиадивизия под командованием великого полярного летчика Ильи Павловича Мазурука. Путь от Аляски (база Фэрбэнкс) до Красноярска лежал через Чукотку, Колыму, Якутию, Восточную Сибирь - всего около 6.500 километров полета над безлюдными просторами Арктики и Сибири, над горами, тундрой и тайгой, где царили 60-градусные морозы, полета без точных карт, с ориентирами на скудные данные редких метеостанций и пеленгаторных пунктов. Опыт полярника (а Мазурук был среди тех, кто доставил папанинцев на Северный полюс) позволил организовать и провести переброску около восьми тысяч самолетов!
Перегонка самолетов требовала от летчиков, помимо безукоризненного профессионализма, мужества и героизма. За время существования трассы (неофициально ее звали Тропой Мазурука) произошло 44 катастрофы, погибли 115 советских летчиков. О причинах катастроф оставалось только догадываться: найти рухнувший самолет в бескрайних просторах, а уж тем более провести квалифицированную экспертизу удавалось далеко не всегда. Одна из загадок - исчезновение группы из четырех истребителей "Р-39" "аэрокобра", случившееся в небе Арктики 25 февраля 1944 года. Вылетев в назначенный срок, к контрольному времени на аэродром Сеймчан истребители не прибыли. Следующие группы самолетов никаких следов аварии не нашли, да и мудрено их было найти: три недели непогоды могли замести любые следы.
Но в мае того же года к поселку Зырянка, что стоит на Колыме, вышел человек, назвавшийся летчиком Петром Тихомировым, командиром перегоночной группы, пилотировавшим один из пропавших самолетов. Состояние его было крайне тяжелое: исхудавший, оборванный, с многочисленными обморожениями, он еле двигался от усталости и болезни. В полубреду он продиктовал председателю поселкового совета М.Н.Алексеевой рапорт. Из него следовало: группа была атакована неизвестным летающим объектом, в бою с которым погибли все самолеты. Тихомирову удалось выпрыгнуть с парашютом и после долгих скитаний выбраться к людям.
Случившееся он описывает так: два самолета, пилотируемые им и В.Веденеевым, летели впереди, чуть сзади держались машины Б.Кудасова и Н.Каратаева. Короткий световой день заставлял использовать каждую минуту, но по трассе приходилось преодолевать участки непогоды. Полет протекал нормально, но внезапно из-за тучи показался странный летающий объект. Формой и видом своим он напоминал небольшой цельнометаллический дирижабль стального цвета, сигарообразной формы размерами приблизительно 15 на 5 и на 3 метра, но ни моторов, ни гондолы не отмечалось. К тому же объект шел параллельным курсом на скорости, значительно превышающей возможности любого дирижабля.
Тихомиров попытался связаться с ним по радио, но радиосвязь отказала: в наушниках не было даже треска помех. "Сигара" начала сближение, что летчику определенно не понравилось: неизвестный объект, да еще в военное время, был потенциальным источником опасности. С другой стороны, аппарат мог быть и секретной отечественной разработкой. Наводить неизвестный объект на аэродром не хотелось, и на всякий случай Тихомиров предпринял маневр расхождения и изменил курс на тридцать градусов. Объект, в свою очередь, скопировал маневр Тихомирова. Летчик увеличил скорость, но неведомый аппарат с легкостью нагнал его. Нагнал и выпустил по самолету Тихомирова цепочку зеленоватых пузырьков размером с теннисный мяч. "Пузырьки" подлетели к "аэрокобре" и, словно кислота, разъели обшивку. Теперь никаких сомнений о враждебной принадлежности аппарата не осталось.
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||