Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

И, наконец, просто красавица...

"Воздушный транспорт", 30.01.2004, Москва, n2-3, стр. 2, 13

Автор: Татьяна Колыско


        Говорят, если человек талантлив, он талантлив во всем. Эти слова в полной мере можно отнести к нашей знаменитой летчице Марине Попович. Марина Лаврентьевна - инженер-полковник, летчик-испытатель 1-го класса, обладательница пяти высоких международных наград, кандидат технических наук, автор 8 книг, соавтор сценариев к двум художественным фильмам и, наконец, просто красивая женщина. В гостях у знаменитой летчицы побывала наш корреспондент.


         - Марина Лаврентьевна, ваша книга "Сестры Икара" начинается со слов: "Бытовало мнение, что женщина на аэродроме, как и на корабле, предвещает неприятность, если не сказать - беду"... Но вот вам пример - случилось две катастрофы с американскими челноками, и в обоих случаях на корабле были женщины. Может быть, не зря существует такое поверье?


         - У них женщины принимают участие практически в каждом полете, поэтому все объяснимо.


         - Вы летчик-испытатель 1 класса, жили в "космическом" обществе, муж космонавт. Почему не полетели в космос?


         - Да я мечтала об этом. Даже голодовку объявляла. Скандал был! Как это - член партии и вдруг голодовка... Но решение было принято, и долгие годы в нашей стране женщин просто не брали в космос. Попович успокаивал меня: "Не переживай. Ты бы там умерла с голоду, потому что быстро и много говоришь, даже во время еды не можешь остановиться".


         - У каждого летчика, а тем более летчика-испытателя, бывали ситуации, когда говорят: "Родился в рубашке". И у вас, естественно, такие случаи были?


         - Я не раз могла это сказать... Из-за отказа кислородной системы на высоте 17 тысяч метров теряла сознание - неуправляемый самолет упал до пяти тысяч метров... А однажды летели с грузом из Феодосии в Москву. Иду на посадку, а самолет - полный танков - не садится, носом пикирует к земле. Оказалось, центровка предельно-передняя, да еще в кабине расчета много народу. Ночь, погода жуткая - ветер, снег. Выгоняю всех в фюзеляж. Иду на второй круг. Двигатели - на максимальных оборотах, если бы хоть один из них не вышел на режим или на какие-то десятки сантиметров не рассчитала высоту, а внизу, рядом с полосой, лес - все, сто процентов полный рот земли.
         А однажды, при испытании Миг-21, прямо на взлете отказал двигатель. Самолет упал, пропахал носом метров 200. Если бы сразу при этом не оторвался подвесной бак с топливом весом в 3 тонны - он зацепился за столб и тут же взорвался - все, следующая остановка была бы Луна. К тому же заклинило фонарь кабины, я не могла выйти, и все думали, что погибла. Потом, когда расшифровали запись, все чуть не умерли со смеху - я так материлась! Кстати, в этом случае была недоработка в конструкции самолета, потом в нее были внесены серьезные изменения.
         Считаю, в таких случаях мне помогал не только мой профессионализм, но и вмешались высшие силы.


         - Вы суеверны?


         - А как же! Я даже в гадание верю. Вот вам пример. В 1978 году я приехала отдыхать в Сухуми. Номер был еще не готов, пришлось ждать в холле, и кто-то из персонала сказал, что гардеробщица умеет гадать на кофейной гуще. Делать все равно было нечего, и я дала ей свою чашечку из под выпитого кофе. Она смотрит в нее и говорит: "Я думала, вы жена офицера, а вы сами фигура. Работаете, может быть, даже в разведке. Вижу над вашей головой меч... Вас ждут неприятности на работе...". "Какие неприятности, - говорю, - я только что из Москвы, у меня там все в порядке". Но на всякий случай тут же позвонила мужу, он говорит: "Утром главнокомандующий ВВС подписал приказ о твоем увольнении". Как так? Мне до пенсии - три месяца! Тут же возвращаюсь назад и прямо на прием к министру обороны - маршалу Соколову... Меня вскоре восстановили, а потом еще и звание полковника дали... Но по команде Кутахова медики поставили мне "диагноз": предынфарктное состояние. Вот это было самое ужасное. Попробуй после этого докажи, что не верблюд. Амосов снял с меня этот "приговор". А я после такого стресса не стала видеть землю, то есть при посадке не могла определять расстояние до полосы. Потом все восстановилось и я летала еще долго, но уже в Киеве, у Антонова. Уже там в составе женского экипажа я установила еще 74 мировых рекорда.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100